Комедию Гоголя расскажут без слов
В столичном театре имени Ермоловой – премьера. «Ревизора» поставил хореограф Сергей Землянский. Он говорит, что ему нравится работать с драматическими актёрами, потому что они всегда понимают, что делают, и потому их танец никогда не бывает пуст изнутри. Мы знаем, как умеют сегодня переиначивать пьесы, демонстративно при этом не меняя текста. Получается что-то вроде мошенничества. А Николай Гоголь писал, что обращаться со словами нужно честно. Так может быть такой вариант – комедия без слов, каковой и заявлен нынешний спектакль, – вариант очень правдивый. У зрителя тоже будет возможность сказать, посмотрев спектакль, «у меня нет слов». В хорошем смысле, конечно.
Гоголь без слов – идея смелая. Худрук театра Олег Меньшиков давно затевал делать «Ревизора», дело дошло до читок. Но после появления в театре пластического «Демона» в постановке хореографа Сергея Землянского, гоголевскую комедию решили доверить ему. А весь юмор, иронию и сарказм пьесы, уже давно разошедшейся на цитаты – передать в движении, пластике, музыке.
«Зрители, которые читают на афише сегодня, что спектакль без слов – многие они мне в интернете пишут: что, Гоголь не достоин, чтобы вы произносили его тексты на сцене?! Я отвечаю: да мы не достойны, на самом-то деле, произносить его. Может, и достойны, но если есть возможность как-то еще полюбить этого автора, осознать его, почувствовать – это же счастье», – поясняет актёр Олег Филипчик.
Играть хрестоматийный текст Гоголя без слов для драматического актера – вызов. Плюс большая физическая нагрузка. Каждый день репетиция начинается с полуторачасового класса-разминки.
«За два месяца произошло открытие себя – в плане телесного, душевного, даже пришлось завязать с такой пагубной привычкой как сигареты. Просто невозможно курить и заниматься театром Землянского», – делится актёр Александр Кудин.
«Это гораздо сложнее, чем обыкновенный спектакль. У тебя есть жесткие рамки, и до боли знакомы все образы, и сюжет – поэтому приходилось креативить. И мы делаем это до сих пор», – говорит актриса Кристина Асмус.
Сюжетная линия сохранена полностью. Образы читаются легко – недаром знакомы со школы. Главная трудность в работе – недоверие актеров к собственной способности обходиться без слов.
«Когда артиста лишают привычного слова, конечно, артист пытается за чем-то прикрыться, не до конца доверяя своему телу, своему сознанию – как ты можешь с этим работать? Я все время кричу, что я не глупый зритель, я все понимаю, мне все достаточно, всё – суше, в какой-то мере даже строже, тогда в этом возникнет юмор, когда совсем смешные, очевидно, вещи будут делаться с предельным серьезом и статусом», – комментирует Сергей Землянский.
Гоголь и сам намекал на ненужность слов в некоторых ситуациях. Стоит вспомнить финал «Ревизора». Режиссёр Сергей Землянский пошел дальше: немой сценой в немом спектакле обещает удивить.