140 лет со дня рождения Лидии Чарской
В этом году отмечают 140 лет со дня рождения известной детской писательницы Лидии Чарской. Впервые в русской литературе она обратилась к проблемам женских учебных заведений, сделав главной героиней своих произведений гимназистку, преодолевающую все жизненные невзгоды. После революции книги Чарской оказались под запретом и только в конце 80-х годов прошлого века издатели вернулись к творчеству некогда популярной писательницы.
«Княжна Джаваха», «Записки институтки», «Сибирочка», «Вторая Нина». Удивительно, но в начале XX века, судя по библиотечным формулярам и данным о продажах книг , повести Лидии Чарской были более востребованы чем классические произведения Гоголя, Тургенева или Марка Твена. За несколько послереволюционных лет из кумира подростков Чарская превратилась в абсолютно забытую литературную фигуру.
Известного российского литературоведа Евгению Путилову связывают с Чарской почти мистические нити. 25 лет назад ее стараниями имя и книги детской писательницы стали возвращаться к читателю. Однажды при посещении Смоленского кладбища смотритель предложил Путиловой зарегистрировать заброшенное захоронение: «Вы же член Союза писателей,.у вас паспорт с собой? Так пойдемте – зарегистрируем:
С послереволюционного времени книги Чарской не издавались. Литература, признанная буржуазной, уводящей читателя в иллюзорные миры, попала под все мыслимые запреты. Специальные пионерские рейды отправлялись по домам с целью вычисления читателей Чарской.
«Не нашлось противоядия против Чарской и в советское время... Не сумели создать», - говорит коллекционер Андрей Барановский.
В 34-м году на Съезде писателей Самуил Маршак сказал , что «убить Чарскую не так легко несмотря на всю ее хрупкость», писатель повторил тезисы Корнея Чуковского, который еще до революции назвал Чарскую гением пошлости, в упрек ставилось однообразие сюжетов, сентиментальность и экзальтированность.
«А вы знаете, поплакать нужно... чтобы не было бесчувственного чтения. И вот кто умеет так, - это Чарская. Ее читать равнодушно невозможно», - убеждена доктор филологических наук Евгения Путилова.
В 20-е годы под псевдонимом Н.Иванова Чарской удалось написать и отдать в издательства четыре повести. Гонорар был ничтожным, открывателю мира женских учебных заведений больше не о ком было писать.
«Все-таки она в своих книгах раскрыла универсальный образ...», - считает Андрей Барановский.
На Смоленском кладбище могилу Чарской обнимает вросшая в ограду береза. Когда-то на этой ограде находились медные дощечки с текстами стихов Лидии Алексеевны. Несмотря на многолетнее забвение, нравоучительные повести Чарской находят своих читателей в многократно изменившейся России.