Вспоминая Майю Меркель…

30 апреля 2015 14:00
31 марта 2015 года ушла из жизни режиссер и сценарист неигрового кино, оператор, писатель Майя Меркель. В память о ней 5 - 6 мая в вечернем эфире телеканала «Россия К» будет показан один из самых известных ее документальных фильмов «Божественная Жизель», посвященный легендарной русской балерине Ольге Спесивцевой.

31 марта 2015 года ушла из жизни режиссер и сценарист неигрового кино, оператор, писатель Майя Меркель. В память о ней 5 - 6 мая в вечернем эфире телеканала «Россия К» будет показан один из самых известных ее документальных фильмов «Божественная Жизель», посвященный легендарной русской балерине Ольге Спесивцевой.

Каждый из ее фильмов – «О, кино, кино!», «Вечное движение», «Что вы на это скажете?», «Божественная Жизель», «Крестьянское гнездо», «Жизнь после смерти», «Русская», «Статс-дама при императорском портрете» – становился явлением в истории отечественного кино. Майя Меркель - автор книг о кинематографе «Угол зрения», «В сто сорок солнц...», «Включить полный свет!», «Портрет неизвестного».

Фильмы-портреты Майи Меркель рассказывают о мастерах искусства, ученых, о тех, кто создавал историю нашей страны. Среди ее героев – режиссер Сергей Герасимов, физик Лев Ландау, кинооператор Сергей Урусевский, космонавт Юрий Гагарин, балерина Ольга Спесивцева, княгиня Екатерина Дашкова. Часто над своими фильмами Майя Меркель работала годами. Так, ленте о Екатерине Дашковой она посвятила 13 лет. «Все разговоры у меня сейчас только о Дашковой, все остальное отошло на другой план. Она – самый близкий и родной человек», – делилась Меркель в процессе работы над картиной. Фильм о Юрии Гагарине, работа над которым началась в 1967 году и вскоре была прервана, вышел на экраны только к 50-летию со дня первого полёта человека в космос.

Майя Меркель – автор метода кинонаблюдения, который сейчас широко применяется режиссерами-документалистами. Именно его она применила в фильме «Вечное движение», рассказывающем о жизни и творчестве Игоря Моисеева. На время работы над картиной съемочная группа буквально обосновалась в репетиционном зале, и моисеевцы настолько привыкли к ней, что перестали замечать. «Потом, смотря картину, зрители предполагают, что жизнь так и шла, так и потекла…. Но если посмотреть на изнанки фонограмм, сколько было там швов – как у лоскутного одеяла! И количество склеек, которые невидимы и неслышны зрителю – там их огромное количество, – признавалась Майя Максовна. – Я думаю, эта возможность бывает, только когда ты занимаешься истинным кинонаблюдением».

Фильмы Майи Меркель никогда не дают однозначных ответов и предлагают зрителю самому делать выводы: «Я свое мнение никогда не высказываю в картине. Я вообще не считаю себя вправе это делать. Это мой стиль отношения и к герою, и к его характеру. У меня есть язык кино, в котором есть замечательная возможность монтировать. Было бы только из чего монтировать! Я обожаю зрителя, в которого все входит помимо него. Он не должен выйти из зала и сформулировать ту идею, о которой я говорю в фильме. Это должно быть в подкорке, подспудно. Мне ближе эмоциональная реакция зрителя».

Постепенно в своем творчестве Майя Меркель перешла к поискам неигровых форм, передающих зрителю образы утраченного времени, что особенно ярко удалось в фильме «Божественная Жизель» – о легенде русского балета Ольге Спесивцевой – и фильме «Жизнь после смерти» – о жизни и научном наследии Льва Ландау.

Зрителям телеканала «Россия К» в день памяти Майи Меркель предоставляется возможность увидеть картину «Божественная Жизель» (5 - 6 мая, 23:30). В истории русского балетного театра имя Ольги Спесивцевой занимает место не менее значительное, чем имена Анны Павловой и Тамары Карсавиной. «Три грации ХХ века» – так назвал этих выдающихся балерин директор Гранд-опера Серж Лифарь. Драматический облик балерины вошел в историю русского балета как пример трагической незащищенности таланта перед обстоятельствами.

Сюжет фильма «Божественная Жизель» проходит через страны, где жила, танцевала и страдала балерина, – Россию, Англию, Францию, Америку. Он основан на фактах, документах, личной переписке Ольги Александровны с сестрой, уникальных кадрах хроники и редких фотографиях из личного архива, хранящихся в музее Гранд-опера. Это и воспоминания звезд балета, большинство из которых знали Ольгу Спесивцеву, танцевали с ней, иные были звездами дягилевской труппы: французская балерина Иветт Шовире, английская балерина Алисия Маркова, премьеры Дягилева – Александра Данилова и Анатолий Вильтзак, премьер Гранд-опера и постоянный партнер Спесивцевой – Серж Перетти.

В роли ведущей и рассказчицы – актриса Елена Соловей. 

Пресс-служба телеканала «Россия К»