Сто лет со дня рождения Орсона Уэллса
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Орсона Уэллса. Критики называют его самой значительной фигурой американского кинематографа. Актёр, режиссёр, «нью-йоркский вундеркинд»: в 12 прочитал всего Шекспира, половину знал наизусть, сам писал пьесы. В 15 стал известным актёром, а в 25 снял фильм «Гражданин Кейн», который до сих пор возглавляет список ста лучших американских картин.
«Я начал на вершине и постепенно спускался», - резюмировал как-то Орсон Уэллс, рассуждая о своем пути в кинематографе. «Гражданин Кейн» - первый полнометражный фильм режиссёра, снятый им в 25 лет, и признанный лучшим не только в его фильмографии, в истории кинематографа вообще, - многие критики поставили эту картину на первую позицию в списке лучших фильмов всех времён и народов.
«Гражданин Кейн» вышел в прокат в 194 году - большую кассу не собрал, и не только потому, что новаторские решения Уэллса не были оценены зрителями. Многие его просто не увидели. Американский медиамагнат Уильям Рэндольф Хёрст, с которого во многом и был списан образ главного героя, организовал против Орсона Уэллса кампанию - его ленту бойкотировали и травили в прессе, многие кинотеатры отказывались от её проката, но это не помешало «Гражданину Кейну» стать одним из самых главных фильмов в истории мирового кинематографа.
«Успех "Гражданина Кейна" творческий в том, что он нарушил множество табу. Самое важное, что он потребовал, чтобы декорации построили с потолками, раньше такого не было. Вместе со сценаристом он создал специфичную форму повествования, много съемок полудокументальных или стилизованных под документ, чем предвосхитил телевидение», - отметил киновед Кирилл Разлогов.
Такой творческой свободы, как в «Гражданине Кейне», у Орсона Уэллса больше не было - кинокомпании и продюсеры всё чаще вмешивались в творческий процесс - его картины сокращали и перемонтировали. Уэллс даже предпринимал попытку обосноваться в Европе, но возвращался в Голливуд. Уэллс зарабатывал как актёр - снимался в чужих фильмах, чтобы собрать деньги на свои малобюджетные картины. Над многими он работал годами, а более 20 лент так и не были завершены. Те, что выходили на большие экраны, редко вызывали бешенный и массовый восторг у зрителей, но, спустя годы, неизменно становились классикой. Уэллс опережал время.
«Это какая-то феноменальная личность в истории кино, поскольку огромнейшая биография, много фильмов, много начинаний, много идей. Главное - это то, что он вошёл в сознание человечества как автор "Гражданина Кейна", и это феноменальная вещь, которая опровергает всё, что рассказывают про кино», - считает кинорежиссёр, народный артист РФ Сергей Соловьёв.
В конце 2013-го мир увидел одну из первых лент Орсона Уэллса, долгие годы считавшуюся утраченной. «Слишком много Джонсона» - немой фильм, снятый режиссёром в 1938 году специально для одного из своих спектаклей – лента должна была идти фоном на экране, но после провала постановки Уэллс отказался от завершения картины. В 1970-х лента была утрачена, а в 2005-м найдена. Специалисты продолжают поиски других его незаконченных фильмов, верят, что Орсон Уэллс еще преподнесёт сюрпризы. Легендарный режиссёр, которого историки кино называют ренессансным человеком, самой влиятельной фигурой американского кинематографа, всегда с горечью признавал свою невостребованность, что мог и хотел сделать больше, чем ему удалось. Но даже одного «Гражданина Кейна» хватило бы, чтобы его имя навсегда осталось в истории кинематографа.