Оркестр Мариинского театра исполнил Пятую симфонию Чайковского
Пасхальный фестиваль в самом разгаре. Его главные действующие лица – Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, выступления которого проходят при поддержке банка ВТБ. Благодаря очень плотному графику, выдерживать который способны, кажется, только Гергиев и его музыканты, возможность побывать на концертах этого коллектива даётся жителям многих российских городов. Но Москва в турне по стране всё же на особом положении. 30 апреля оркестр выступил в столице, и не один раз.
В дни Пасхального фестиваля Валерий Гергиев неуловим. Кажется, ему удается бывать в нескольких местах одновременно. Не успел приехать в Москву, сразу концерт, причем не один – пятая симфония Чайковского днем прозвучала в Новом зале Филармонии, а вечером - в Зале имени Чайковского.
"Это, безусловно, одна из кульминаций творческой жизни композитора, - сказал Валерий Гергиев. - Вы слышите, что он счастлив. Одной из причин, мне кажется, являлось его собственное ощущение полноты выражения своего дара".
Пятая симфония стала первой, которой сам автор дирижировал на премьере. Публика приняла ее с большим успехом, а вот критики разделились. Композитора упрекали в потере таланта, безыдейности. Чайковский и сам был ею недоволен. Правда, через год изменил свое мнение. Со временем и критикам пришлось признать успех.
Еще одно сочинение с непростой судьбой – единственный у Чайковского концерт для скрипки с оркестром – исполняет Павел Милюков. Этот концерт был создан всего за месяц. Критики назвали его безвкусным, но после триумфа в Лондоне концерт стали часто исполнять и в России.
В тот вечер звучала только музыка Чайковского. Александр Бузлов исполнил "Вариации на тему рококо" - одно из самых сложных и самых любимых сочинений виолончелистов. При жизни Чайковского это произведение из-за сложности исполнял только Вильгельм Фитценхаген – основатель школы виолончели. Он же внес изменения в "Вариации".
"Он вместе с Петром Ильичом Чайковским сделал такую версию – обработку, которую чаще всего играют. Он поменял местами вариации, по драматургии немножко изменил. Получилось более ярко и концертно", - отметил музыкант Александр Бузлов.
Оркестр Мариинского театра в Москву вернулся ненадолго. За 20 дней музыканты побывали почти в 20 регионах страны, и фестиваль еще продолжается.
"Через пару дней мы из Москвы поедем в Ульяновск, Волгоград, Воронеж, Курск, опять в Москву, выступим в Клину. И завершающие два дня посвящены будут 70-летию Победы", - сказал Валерий Гергиев.
Фестиваль завершится 9 мая, и снова Гергиев будет неуловим. В этот день пройдут несколько концертов, а на закрытии снова зазвучит Чайковский.
Все материалы о XIV Московском Пасхальном фестивале>>>