Спектакль "Ленинградка" обрёл вторую жизнь на сцене Театра кукол имени Образцова

08 мая 2015 10:37
Семь лет назад эта постановка была показана в петербургском Театре-студии кукол, а теперь главный режиссёр образцовского театра Борис Константинов решил перенести её в столицу.

Лауреат театральной премии «Золотая маска», спектакль «Ленинградка» обрёл вторую жизнь на сцене Театра кукол имени Сергея Образцова. Семь лет назад эта постановка была показана в петербургском Театре-студии кукол, а теперь главный режиссёр образцовского театра Борис Константинов решил перенести её в столицу. «Ленинградка» - это синтез кукольного театра, кадров военной хроники, анимации и игрового кино. Сами создатели жанр постановки определяют как «Сказку о войне для взрослых».

Поначалу совсем непонятно, причем здесь кукольный театр. Очень долго зрители смотрят на обычный киноэкран, где кадры современного Петербурга сменяются военной ленинградской кинохроникой. Но вдруг изображение размывается и становится своеобразной рамой для кукольных сцен. Появляется главный герой «Ленинградки» - лопоухий, лупоглазый, с бородой-лопатой домовой. Именно глазами Тимофеича и будет показа война.

Это сказочное существо оберегает и защищает маленькую девочку Валю. Ее дом разрушен, и все 900 дней блокады Ленинграда она прячется в платяном шкафу. Тимофеич расставляет вокруг убежища противотанковые ежи, своей волшебной метлой сбивает вражеские бомбардировщики, достает еду.

Сказка превращается в трагический сказ, когда вымышленные герои начинают жить по настоящим правилам блокадного времени. Крыса спекулирует, леший взрывает танки, а кукла идет работать на завод по производству оружия.

«Она радостно сообщает о том, что сделала 1938 автоматов и, смотрите, как они стреляют! Ребенок сделал оружие, чтобы убивать. Вот он - парадокс. Зритель не видит, но мы даем эту информацию. Эти тихие моменты действуют на зрителя как прививка, более тонко», - считает режиссер спектакля, режиссер ГАЦТК имени С.В.Образцова Борис Константинов.

Холод и Голод – тоже ключевые герои спектакля. Зримые, леденящие душу образы.

«На самом деле, когда на них смотришь, они смешные. Заставить, чтобы они вызывали не смех, а страх, - более сложная задача», - отмечает художник Виктор Антонов.

В конце концов, домовой идет на фронт, чтобы передать весточку от девочки ее отцу. Тимофеич получает обмундирование, прыгает с парашютом, попадает к партизанам. В основе этой кукольной притчи - реальная история выжившей в блокаду девочки. После войны Валя долго не могла оправиться, училась заново ходить и говорить, но дожила до старости и успела рассказать свою историю создателям этого спектакля.

Новости культуры