Выставка "Дары Венеции – Сергею Параджанову" открылась в столице
В Музее архитектуры открылась выставка «Дары Венеции – Сергею Параджанову». Знаменитый режиссёр часто говорил о том, как эстетически близок ему этот итальянский город. В 77-м году фильмы Параджанова были показаны в специальном проекте Венецианской биеннале. Автор московской выставки Татьяна Данильянц обращает особое внимание на то, что материалы, которые режиссёр любил использовать в своём творчестве, можно назвать типичными для Венеции, исторически характерными для этого города.
Этот проект Татьяны Данильянц впервые был показан в сентябре прошлого года в музее современного искусства Еревана. В Москве его представили без изменений, в том же формате – «три в одном» – две выставки и один фильм. Согласно концепции автора они неразрывно связаны, перетекают из одного в другое, составляют единое целое – художественное высказывание автора. Гуляя по Венеции и размышляя о судьбе Параджанова, Данильянц обнаружила общее у двух стран.
«Культура Венеции визуальна – одна из сильнейших ее сторон это визуальная, архитектурная и музыкальная, – говорит Татьяна Данильянц. – Эти направления. И то же мы можем сказать об Армении».
На первой выставке представлены созданные Татьяной Данильянц коллажи – она использовала муранское стекло, ткани из венецианских мастерских. В основе второй экспозиции – фото, сделанные автором в Венеции. Они тоже украшены – муринами и мелким пластиком. Данильянц работала над проектом несколько лет. «Дары Венеции» – это приношение любимому мастеру – Сергею Параджанову.
«Я подумала, что надо сделать для него жест, – рассказывает Татьяна Данильянц. – Что я могу сделать для Параджанова я могу придумать воображаемый мир, в котором ему будет комфортно и уютно, и Венеция на это откликнулась. Я зашла в кафе и увидела этот коллаж – это же Пиросмани. Я проходила мимо этого здания и подумала, что в этом доме бы жил Параджанов, и когда я проявляла пленку выясняла, что в этот доме жил Пазинетти – основатель Венецианской синематеки – там, где впервые был показан Параджанов».
В 25-минутном документальном фильме, снятом Данильянц, – два главных героя. Представитель армянской диаспоры, с которым Параджанов был знаком, правда, всего два часа, и друг режиссера – отец Левон, он служит в армянской церкви в Венеции. В фильме – их воспоминания, размышления об эстетике Параджанова. После московской экспозиции Татьяна Данильянц планирует представить свой проект в Санкт-Петербурге, Венеции и на родине Параджанова – в Тбилиси.