Средневековая поэзия в современной Москве
Средневековая поэзия в современной Москве. В столице представили одно из ключевых музыкальных произведений XX века – кантату Карла Орфа «Кармина Бурана». Пересказать содержание этого творения средневековых поэтов крайне сложно. Постановщики увидели здесь историю искушений и опасностей, которые подстерегают человека на жизненном пути. Итало-российское мистическое шоу сопровождали гигантские видеопроекции и ослепительные световые эффекты. Рассказывают «Новости культуры».
Пустить свет в глаза и тем, кто уже знаком с музыкой Карла Орфа, и тем, кто впервые пришел на «Кармина Бурана», привлеченный необычной рекламой, организаторам удалось вполне. Они будто одели известную музыку в современные три д костюмы: гигантские видеопроекции на стенах, вспышки, лучи, потоки света иллюстрируют то, что зритель просто не в состоянии понять – кантата исполняется на языках оригинала: старонемецком и латыни. Главная цель – популяризация классики.
«Привлечь публику, которая обычно не ходит в филармонические залы на классические концерты, это называется вообще симфонический попс – когда классические произведения облекаются в популярную форму. И вот эти новые формы показывают людям, что на самом деле это великое искусство, которое в общем просто не знают, потому что никогда не слышали», - объясняет художественный руководитель проекта Алексей Богатков.
Визуальные образы – очень разные – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Босх, Уильям Блейк, Михаил Врубель и Сальвадор Дали должны помочь понять содержание «Кармина Бурана» - рукописи странствующих монахов эпохи раннего средневековья. История собственно кантаты начинается в 1937 году, когда рукопись прочел немецкий композитор Карл Орф. Из 250 стихотворений он выбрал 24. Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной жизни: радость, счастье, необузданное веселье, весна, любовь, и тут же – нелегкие будни монахов и вагантов. Основной же философский стержень кантаты – раздумье о переменчивой и могущественной фортуне.
Вслед за Карлом Орфом, который, по легенде, написал «Кармину Бурану» за одну ночь, организаторам понадобился всего месяц, чтобы придумать и собрать необычное шоу.
«Все оборудование, оркестр, три д модель, которая строилась специально для этого, чтобы смоделировать свет, эффекты – это все делалось в разное время, в разных местах. И вот только сегодня, в первый день репетиций, все это сошлось на сцене. В этом была главная проблема», - рассказывает режиссер шоу Александр Насонов.
Творческий замысел реализован усилиями российских и итальянских коллективов. Сводным хором и командой солистов дирижирует Марчелло Рота из Арены ди Верона. Для него это тоже оказался необычный опыт.
«Очень сильный опыт. Световые эффекты - вовлекающий фактор в и без того сильную музыку. Но они еще больше затягивают зрителей внутрь спектакля, и даже для музыкантов это было интересно и необычно», - признается дирижер Марчелло Рота.
Даже тем, кто никогда не слышал музыки Карла Орфа, наверняка знакома мелодия «О фортуна».
Ради новичков и тех, кто готов видеть классические произведения в разных нарядах, организаторы проекта планируют продолжать. В ближайшее время можно ждать новых опытов популярной классики.
Новости культуры