В МХТ начался новый сезон проекта «Французский театр. Впервые на русском»
В МХТ начался новый сезон проекта «Французский театр. Впервые на русском». Изначально он был приурочен к Году Франции в России, но оказался настолько успешен, что две постановки этой французской лаборатории вошли в репертуар МХТ. Новый цикл проекта называется «Французский театр. Комедии». Он состоит из трех постановок, в основе которых, соответственно, «Соломенная шляпка» Лабиша, «Кот в кармане» Фейдо и «Дон Жуан» Мольера. На спектакле о похождениях современного ловеласа побывали «Новости культуры».
Жульен Фишера комедию «Дон Жуан» называет сагой с невероятными эмоциональными скачками. По меркам XVII века, говорит, это вообще был блокбастер. Русских актеров французский режиссер полюбил сразу – за щедрую экспрессию и смелость. Ещё бы! Не иначе как марафоном они называют двухнедельное погружение в сложнейший материал. Плюс адаптация игры на французский манер:
«Французский театр отличается в этом смысле. У нас он более действенный. Нам всё время необходимы физические действия. А у них – нормально, когда два человека стоят друг напротив друга и просто очень долго говорят текст. Нам это трудно понять. Он на этом настаивал», - рассказывает актриса Ольга Воронина.
Сжатые сроки не сокращали – и в этом был адреналин! – ни список требований режиссера, ни полет его фантазии. На сцене репетировали с шикарным четвероногим артистом. За сценой снимали кино. Весь третий акт – это видеопроекция.
«Наш оператор театра взял камеру. Мы взяли свет на «Мосфильме». У нас была машина света. Мы ушли в лес. Притащили с собой трансформатор. Метров 200 тянули шнур. Был жуткий холод. Мы все продрогли», - вспоминает актер Эдуард Чекмазов.
Получилось, что замок здесь - московская 12-тиэтажка, факелом называют фонарь, а вино пьют из пластиковых стаканчиков. Но пороки Дон Жуана сегодня выглядят лишь убедительнее. И для Жульена Фишера главное было показать суть этого героя, для которого норма - отсутствие норм.
«Дон Жуан – персонаж вне обязательств. Брачный союз не имеет для него значения. Отношения с отцом тоже. И – что самое страшное – с Богом. Он борец. Но борец за бесправие, распутство», - объясняет режиссер Жульен Фишера.
И, тем не менее, Жульен Фишера уверен, «Дон Жуан» – великая пьеса о любви. Работая над ней, он вспоминал другое французское произведение о любви. Фильм Жана-Люка Годара «Безумный Пьеро», где в первых кадрах режиссер Сэмюэль Фуллер дал своё определение кино. И этой комедии оно очень подходит: «Здесь, словно на поле сражения, есть любовь, ненависть, действие, жестокость и смерть. Одним словом – эмоция».
Новости культуры