Уникальная коллекция работ Евгения Лансере представлена в "Коломенском"

29 ноября 2013 09:54
Лансере много путешествовал по России и за границей. Природа и старинный быт народов Кавказа всегда интересовали художника. Часть экспонатов для московской выставки предоставлены частными коллекционерами и потомками Евгения Лансере.

«Дагестан глазами Евгения Лансере». Экспозиция в столичном «Коломенском» демонстрирует уникальную коллекцию рисунков, акварелей и живописных работ одного из представителей дореволюционного объединения «Мир Искусства». Лансере получил известность, как художник-график и театральный декоратор. Он много путешествовал по России и за границей. Одной из главных тем в его творчестве стала природа и старинный быт народов Кавказа. Часть экспонатов для московской выставки предоставлены частными коллекционерами и потомками Евгения Лансере. Рассказывают «Новости культуры».

Официального звания «народный художник Дагестана» у Евгения Лансере не было, но для многих он – по-настоящему народный. Мастер глубоко и подробно изучил быт и нравы народа, сумел его раскрыть, рассказать историю. Лансере учил дагестанских художников, много путешествовал по аулам, вникал во все тонкости жизни и ремесла – вплоть до строительства домов и их украшения. Старался найти общий язык с непростым в общении народом.

«У нас был такой проект: мы возили работы Лансере по тем местам, поселениям, где он работал и выставляли их, – рассказывает директор музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова. – Был такой эпизод, что пожилая горянка пришла, и в одном из образов старика она узнала дедушку, от которого не осталось ни фотографии, ничего».

В экспозициии – не только работы Лансере, но и декоративно-прикладное искусство Дагестана – экспонаты дополняют друг друга, позволяют проникнуться культурой народа. Удивительная эстетика – предметы быта выглядят как шедевры. Обустройство дома - согласно традициям, а даже в соседних аулах они могут быть разные. Трудно найти повторяющиеся узоры и формы, это не поточное производство. Чувствуются и отголоски других культур.

«На прялке изображена сцена охоты, – поясняет куратор выставки Ольга Струглова. – Но это не просто сцена охоты, обычно такие прялки дарил жених невесте, так вот это изображение охоты – это символическое изображение сватовства – оно и в русском, и в дагестанском, но есть еще змея: она – оберег».

Около пяти сотен экспонатов – большинство предметов в современном Дагестане уже не встретишь. Даже специалисты не про все могут рассказать, предназначение тех или иных вещей бурно обсуждали гости выставки- неожиданно экспозиция работ художника Лансере превратилась в площадку, на которой живо обсуждают и вспоминают уходящую культуру.

Новости культуры