В Московском Кремле открывается выставка "Великий Князь и Государь Всея Руси Иван Третий"
В старинной историографии к нему пытались привязать прозвище «Великий», а Николай Карамзин считал его идеалом государя. Выставка «Великий князь и Государь Всея Руси Иван Третий» открывается в Патриаршем дворце Московского Кремля. Иван Третий известен тем, что окончательно разорвал подданнические отношения с Ордой, в пользу Москвы разобрался с претензиями Тверского княжества и ввёл общерусский Судебник. А также – выписав из Италии мастеров – поспособствовал преображению архитектурного облика московского Кремля. Рассказывают «Новости культуры».
От правителя небольшого княжества – до великого государя всея Руси. Как Ивану Третьему, личности неординарной, но так и недооцененной, удалось создать единое и мощное государство после падения Византии? Исключительно благодаря существованию четкой созидательной программы и грамотной культурной политике – утверждают ученые.
Свидетельства эпохи собирались по разным музеям страны. После польского нашествия и разграбления Кремля в начале XVII столетия реликвий времени Ивана Великого почти не осталось.
«Но еще дело в исторической науке XIX – начала XX веков, – отмечает заместитель директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова. – Когда огромное внимание уделялось Ивану Грозному. Это было и в литературе, и в опере «Псковитянка», и в живописи «Иван Грозный убивает своего сына» Ильи Репина. И под натиском этой информации, деятельность Ивана Третьего оказалась в тени».
Теперь историки замечают: алгоритм многих деяний Ивана Грозного заложил его дед – Иван Третий Великий, в правление которого Русь избавилась от трехсотлетнего ордынского ига, объединила земли вокруг Москвы и приобрела «Судебник» – свод законов государства.
«Мы постарались собрать и показать его и как великого государственного деятеля, и как собирателя русских земель, и как человека, который сделал очень много для русской православной церкви, для того, чтобы в России был не только единый центр Москва, но и целый ряд иных центров, – рассказывает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Это и Ростов, и Владимир, и Суздаль, и Рязань, и многие другие княжества».
После падения Константинополя – столпа православия – христиане ищут опору. И концепция Москвы – продолжательницы византийских традиций, нового Царьграда или Третьего Рима, оказывается беспроигрышной. Ивана Великого все чаще сравнивают с императором Константином, венценосцем. А на Ростовской иконе Владимир Креститель – прямой предок Ивана Третьего – тоже в царской короне. Но при наследовании византийских традиций государю одновременно удается добиться автокефалии – то есть независимости русской Церкви.
«Византийские императоры ходили в походы с Одигитрией – это путеводительница, – говорит куратор выставки Татьяна Самойлова. – Идет условный спор, борьба между этими двумя образами при Иване Третьем. Побеждает Владимирская Богоматерь, которая остается в Успенском соборе Московского Кремля навсегда вплоть до 1918 года как византийская святыня, жизнь которой связана с русской историей».
Иван Третий объединяет страну обращениями к былинной старине и почитанием местных святых. И не забывает о центре, трудами итальянских мастеров отстраивая новый московский Кремль, часть которого мы видим и поныне. «Государем и самодержцем всея Руси» Ивана Великого впервые именуют на табличках, что висели на Фроловской – ныне Спасской башне. На латыни и русском. Двуязычность – знак открытости западному миру.
Читайте также:
Музеи Кремля познакомят посетителей с эпохой Ивана III>>>
Новости культуры