Живописные метафоры Валерия Каптерева в Третьяковской галерее

21 марта 2013 15:38
В.Каптерев "Лиловая лошадь", 1970
Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителя с творчеством забытых или мало знакомых широкой публике художников. В.Каптерева, не ангажированного доминирующей системой, причисляют к представителям так называемого "третьего пути" в советском искусстве, лежащего между авангардом и соцреализмом.

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителя с творчеством забытых или мало знакомых широкой публике художников, без которых палитра отечественной культуры была бы значительно беднее и ограниченней. Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981) – живописец и график. Ровесник века, он претерпел характерные для художника прошлого столетия драмы, "вкусив" как художественной экспериментальной эйфории первых послереволюционных лет, так и гонений за формализм в 1930–1950-е и официальное замалчивание в 1960–1970-е. В.Каптерева, не ангажированного доминирующей системой, причисляют к представителям так называемого "третьего пути" в советском искусстве, лежащего между авангардом и соцреализмом.

Современники вспоминают о В.Каптереве как о яркой самобытной личности, тонком рефлексирующим художнике, создававшим парадоксально хрупкие и камерные работы, трогательные и подчас даже кажущиеся наивными. Он творил собственный, особый мир, не имитирующий реальность, но убедительный. В своих метафорических, поэтических картинах В.Каптерев размышляет о времени, судьбе художника. Фантастические образы, парадоксальные черты обыденности, обращение к античным, ветхозаветным и евангельским мотивам позволили критикам определить творчество художника как "магический символизм".

Почти все довоенные работы В.Каптерева были утрачены: часть погибла во время пожара в его доме в Москве; в 1949 наиболее экспериментальные композиции из собрания Алма-Атинского художественного музея, где по окончании персональной выставки хранились важнейшие произведения художника, после обвинения в формализме были уничтожены как вредные для зрителя.

Редкие сохранившиеся полотна ("Ночной натюрморт" (1931) и "Старый город" (1932), оба – из собрания Третьяковской галереи) представлены на выставке. Основная часть экспозиции – около 60 живописных холстов и картонов 1950-х – начала 1980-х годов – из собрания семьи художника и частных коллекций. В состав выставки включены работы, отражающие главные темы в творчестве художника: среднеазиатские и крымские пейзажи и натюрморты, произведения, связанные с архаикой и античностью, евангельские и ветхозаветные сюжеты, пейзажи, портреты, а также "ученые" композиции, которые он создавал в 1960–1970-х годах.

Кураторы посвятили настоящую выставку памяти искусствоведа О.О.Ройтенберг, уделившей много внимания творчеству В.Каптерева в своем фундаментальном исследовании художественной жизни 1925–1935-х годов "Неужели кто-то вспомнил, что мы были…".

Читайте также: 

Книга О. Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнил, что мы были?">>>
 

tvkultura.ru