Фарфоровая ностальгия
Фарфоровая ностальгия. В московской усадьбе «Кусково» проходит выставка, экспонатами которой стали изящные изделия из фарфора – от миниатюрных табакерок и статуэток до столовых сервизов, принадлежавших знаменитым историческим личностям. Собранные вместе произведения крупнейших европейских мануфактур XVIII – начала XIX века создают особую атмосферу, напоминающую о далёком прошлом – устоях, привычках и влиянии галантного века на искусство того времени. В «Невозвратный мираж пасторального рая…» - а именно так называется выставка - погрузились «Новости культуры».
Пастухи и пастушки, арлекины и купидоны… Типичные лирические герои в стиле рококо, но у каждого – свой характер. В фарфоровой миниатюре реализовывали замыслы лучшие мастера XVIII века. Здесь есть работы и знаменитого скульптора Фальконе, и самых популярных художников галантного века – Ватто, Фрагонара, Буше…
«Дети у турникета, там лотерею они играют, это как раз фрагмент картины Буше, ярмарка кажется. Вот картина не сохранилась, а в фарфоре некоторые фрагменты сохранились», - рассказывает куратор выставки Татьяна
Мозжухина.
Среди пасторальных персонажей– реальные исторические личности. Легендарная Камарго – французская балерина, привнесшая в свой танец сложные «мужские» элементы, изменив тем самым ход развития балета. Английская актриса Пэг Воффингтон, разбившая сотни сердец, – в образе сфинкса. А шикарные сервизы помнят трапезы тех, кто творил историю Российской империи.
Андреевский сервиз – первый, изготовленный европейскими мастерами по заказу русского императорского двора. Использовали по назначению его крайне редко – всего раз в год, во время торжественного обеда с кавалерами Андреевского ордена. Наверное, поэтому спустя два с половиной века хрупкий фарфор выглядит, как новый, даже при ближайшем рассмотрении - ни сколов, ни трещинок.
Новая выставка – первая в недавно восстановленном павильоне усадьбы Кусково «Эрмитаж». На воссоздание ротонды ушло 4 года – живопись на потолке восстановили по небольшому сохранившемуся фрагменту, интерьер – по подробнейшим описаниям XVIII века.
«Здесь были голые ужасные стены с огромными дырами, были полости в этих стенах, были пустоты, в которые делали инъекции бетона», - рассказывает директор музея «Усадьба Кусково» Сергей Авдонин.
Новый павильон – этап в глобальной реставрации усадебного комплекса. Уже в марте откроется Большая оранжерея. Следующий на очереди - Большой грот. Когда восстановят и его, усадьба Кусково предстанет в полной красе - такой, какой ее видели владельцы фарфоровых сокровищ XVIII века.
Новости культуры