"Большие дирижеры в Большом". На сцене - маэстро Рождественский

01 апреля 2015 10:45
С перерывами знаменитый дирижер проработал в Большом более 20 лет, в том числе, и в должности худрука театра. Рождественский регулярно возвращается, чтобы дирижировать спектаклями и симфоническими концертами. Для минувшего вечера маэстро подготовил программу из произведений чешских композиторов.

В декабре прошлого года в Большом театре стартовал новый проект - «Большие дирижеры в Большом». Накануне, во втором концерте цикла, на историческую сцену поднялся народный артист СССР Геннадий Рождественский. Маэстро - одна из ключевых фигур в истории Большого театра. Оперные спектакли Рождественского не раз становились резонансными событиями музыкальной жизни. С перерывами знаменитый дирижер проработал в Большом более 20 лет, в том числе, и в должности худрука театра. Рождественский регулярно возвращается, чтобы дирижировать спектаклями и симфоническими концертами. Для минувшего вечера маэстро подготовил программу из произведений чешских композиторов.

Глаголическая месса – оратория, которую эти солисты раньше никогда не исполняли. Разучивали несколько месяцев, всецело доверяя трактовке Геннадия Рождественского, который это сочинение досконально изучил еще пятьдесят лет назад. Тогда же с оркестром и исполнил. Концерты были в Швеции и Германии.

«Я бы не решился вынести такое масштабное и глубокое сочинение на суд публики, на сцену Большого театра, если бы не было этих предыдущих исполнений, поскольку после исполнения это не исчезло внутри меня, а продолжало где-то там существовать, следовательно, каким-то образом дозревать что ли», - рассказывает народный артист СССР Геннадий Рождественский.

На пять десятилетий Геннадий Рождественский отложил партитуру Глаголической мессы во многом из -за теноровой партии. Слишком, говорит, сложная она для исполнителей.

«Первый раз, когда я ею дирижировал, был замечательный чешский тенор, мне тогда казалось, что ему нет замены, может быть, поэтому я ее не трогал, когда он умер. У меня звучал его тенор в ушах», - делится Геннадий Рождественский.

Партитура мессы, возможно, так и лежала бы у маэстро в столе, если бы год назад он не услышал в Большом зале консерватории тенора Игоря Вялых. Тогда и решил - его голос идеально подходит. Для исполнения партии меццо-сопрано пригласили победительницу конкурса Пласидо Доминго «Опералия» Елену Манистину, которая уже выступала с Геннадием Рождественским.

«Он почти не делает никаких замечаний, только показывает, улыбается, все вкладывает певцу до такой степени, что невозможно ошибиться, если плохо выучил», - объясняет заслуженная артистка России Елена Манистина.

В программе концерта также - последняя, Девятая симфония Дворжака «Из Нового Света», под влиянием которой, во-многом, создал Глаголическую мессу и Яначек. Соединив два таких айсберга, как Антонин Дворжак и Леош Яначек, большой дирижер в Большом театре Геннадий Рождественский отразил целую эпоху чешской музыкальной культуры.
 

Новости культуры