Вечер одноактных балетов Уэйна МакГрегора - на фестивале "Золотая маска"
Балеты британца Уэйна МакГрегора сегодня украшают репертуар ведущих балетных трупп мира. Его спектакли не перестают удивлять зрителей своей неординарностью и оригинальностью трактовки современной хореографии. МакГрегор стремится к диалогу между танцем и техническими достижениями мультимедиа. Накануне в Москве, в рамках фестиваля «Золотая маска», прошёл вечер одноактных балетов, один из которых – «Инфра» – в хореографии МакГрегора претендует на премию в номинации «балетный спектакль».
В ярко алом Ульяна Лопаткина готовится прожить историю дамы с камелиями. «Маргариту и Арман» Аштона год назад в Мариинку перенесли из «Ковент-Гарден». Еще пять лет назад на лондонской сцене в кордебалете танцевал Ксандер Париш. Теперь эта история двоих - на равных.
«Сложно за тридцать минут передать всю глубину этого шанса, шанса любить, испытывать фантастическую любовь, любовь, которая делает ее другим человеком», - объясняет прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.
Балет, поставленный Аштоном в 63-м для примы королевского балета Марго Фонтейн и молодого Рудольфа Нуриева, стал сенсацией. 43-летняя Фонтейн заставила зал рыдать. Станцевать Маргариту - мечта каждой балерины. Ульяна Лопаткина, прожившая разные истории, эту ставит особо.
«При всей противоречивости судьбы и неоднозначности этой истории – это, конечно, история о любви», - уверена Ульяна Лопаткина.
После романтической Франции - Лондонская подземка. В 2005-м, во время теракта, там были взорваны три поезда. Потрясенный катастрофой хореограф Уэйн МакГрегор рассказал об этом в балете «Инфра». Сначала в «Ковент-Гарден», потом в Чикаго и Санкт-Петербурге.
Сюжета нет, но он витает в воздухе. Мультяшные фигуры людей – наверху. Внизу – живые люди, отрезанные от мира, катастрофой. Одни торопятся по своим делам. Другие пытаются выжить.
«Несмотря на то, что нет сюжета, все отношения в пластике, видно, насколько одиноки могут быть люди, и насколько не интересует толпу происходящее, это важно», - отмечает прима-балерина Мариинского театра Екатерина Кондаурова.
Текучая пластика МакГрегора, заставила труппу Маринки танцевать по-новому. Танцовщики, прошедшие крещение Форсайтом и Прельжокажем, казалось, заново учились танцевать.
«Мы привыкли к акцентам в классике, у МакГрегора - другое, у него нет швов, одно движение перетекает в другое», - объясняет прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.
Не только танцевать, учились заново даже ходить.
«Мы привыкли ходить по балетному, красиво, эстетика, а тут нас просили ходить так, как ходят люди на улице, задумавшись о своем, это проявляется в характере ходьбы», - говорит репетитор Ислом Баймурадов.
На «Золотую маску» МакГрегор не приехал, В «Ковент-Гарден» у него через месяц - премьера. Контролирует процесс его ассистент - Антуан Верикен.
«Этот балет не имеет сюжета, он о человеке. Партнеры, взаимодействуя с музыкой и движениями, должны рассказать о взаимоотношениях между людьми», - уточняет Антуан Верикен.
Во время репетиций МакГрегор спрашивал танцовщиков – о чем они думают. Многие думали об одном – страшно оказаться в такие минуты внизу, когда время начинает обратный отсчет.