95 лет со дня рождения Юрия Нагибина

03 апреля 2015 11:09
Он учился во ВГИКе на сценарном. Закончить институт не успел – ушёл на фронт. Был контужен. Работал военкором в газете «Труд». Параллельно писал прозу. Издавал сборники рассказов – о войне, о своём детстве и об охоте. Много работал для кино - создавал сценарии к фильмам. Юрий Нагибин писал увлечённо, взахлёб, как жил.

Сегодня – 95 лет со дня рождения Юрия Нагибина – писателя яркого, одаренного и противоречивого. Он учился во ВГИКе на сценарном. Закончить институт не успел – ушёл на фронт. Был контужен. Работал военкором в газете «Труд». Параллельно писал прозу. Издавал сборники рассказов – о войне, о своём детстве и об охоте. Много работал для кино - создавал сценарии к фильмам. Юрий Нагибин писал увлечённо, взахлёб, как жил.

В судьбе Юрия Нагибина – много парадоксов. Сын репрессированного во время войны он попадает в отдел контрпропаганды. Хотя это не спасает его от двух контузий, правды о войне и последующей работы военкором.

«Он первый сообщил стране о страшном геноциде инвалидов-фронтовиков. Когда вдруг в одну ночь в 48-м или в 49 году исчезли все безногие, безрукие, исчезли инвалиды. На улицах только здоровые», - вспоминает поэт Константин Кедров.

В конце 40-х Юрий Нагибин заворожён творчеством Андрея Платонова. Идеологически опасную «платоновщину» из его рассказов пытаются вытравлять близкие. Но уже с 50-х Нагибин вынужден балансировать на грани диссидентства и верности идеологии. Одни его рассказы партийная печать ругает, другие – вполне в духе соцреализма. Так же, как и сценарии. Саркастичный Нагибин с годами выводит свою формулу труда, где много халтуры и, лишь иногда, – творчество и вдохновение.

«Он был начитан, эрудирован, остр, саркастичен. Вообще, он был настоящий русский европеец», - утверждает режиссер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

Нагибин – писатель, нацеленный на успех у публики. По главным темам его произведений можно изучать не только историю страны, но и читательский спрос. «Охотничьи рассказы» – это конец 50-х, производственная проза и автобиографические циклы – 60-е. В 70-х Нагибин начинает исследовать творчество как таковое. Но его откровением становятся «Дневники», которые писатель сдает в печать за несколько дней до смерти.

« «Дневники» Нагибина неподвластны никакому времени. Потому что там он сознается себе и стране и всем людям в таких вещах, в которых всегда очень трудно сознаваться», - отмечает Константин Кедров.

Настоящего Нагибина мы, скорее всего, до конца не знаем. Андрей Кончаловский надеется, что киносценарий рассказа «Белая сирень» о Рахманинове, который они совместно писали несколько лет, когда-то будет воплощен на экране.

«Мы сидели в лондонской квартире и писали сценарий, который, я надеюсь, будет поставлен. Чем дольше живу и жду, тем больше уверен, что эта картина состоится», - выражает надежду Андрей Кончаловский.

Верный читатель произведений Юрия Нагибина, как правило, отличит халтуру от подлинника и узнает своего любимого автора – ранимого и рефлексирующего, любознательного и откровенного.

К 95-летию со дня рождения писателя смотрите на нашем канале сегодня в 19.15 документальный фильм «Юрий Нагибин. Берег трамвая». А по его окончании – художественный фильм «Председатель», снятый по сценарию Нагибина.

Новости культуры