На сцене Студии театрального искусства - премьера спектакля «Записки покойника»

16 января 2014 15:25
Режиссер Сергей Женовач отмечает, это не прямая инсценировка «Театрального романа», а самостоятельная сценическая композиция. Роман, считавшийся пародией на МХТ, Женовач прочитал по-своему. А жанр спектакля определил как «сны и кошмары начинающего литератора».

Сегодня на сцене Студии театрального искусства – премьера спектакля «Записки покойника». Режиссер Сергей Женовач отмечает, это не прямая инсценировка «Театрального романа», а самостоятельная сценическая композиция. Роман, считавшийся пародией на МХТ, Женовач прочитал по-своему. А жанр спектакля определил как «сны и кошмары начинающего литератора». Рассказывают «Новости культуры». 

По иронии судьбы за самый театральный в русской литературе роман браться решались немногие режиссеры. Среди них – Юрий Любимов, Екатерина Еланская. До недавнего времени последним в списке был Петр Фоменко. И вот теперь за «Театральный роман» Булгакова взялся его ученик – Сергей Женовач - вместе с тремя поколениями своих студийцев. Он воспользовался черновым названием – «Записки покойника», подчеркнуто снял все возможные аллюзии и повернул историю в русло абстрактного разговора о вечных проблемах литератора в вечных театральных обстоятельствах.

«Это творческое театральное сочинение, и, конечно же, мы старались уйти от пародийности, здесь есть легкий реверанс в сторону Московского Художественного театра, но здесь нет Станиславского и портретного грима, есть некий персонаж, художник, режиссер Иван Васильевич, но тексты включены Константина Сергеевича», - рассказал режиссер, художественный руководитель СТИ Сергей Женовач.

В главной роли оказался Иван Янковский, в этом сезоне принятый в труппу студии. Сергей Максудов – начинающий литератор – первая его серьезная роль здесь. От волнения – никаких интервью.

Соавторами спектакля стали Александр Боровский – задающий тон действию темно-серым сукном, призванным напомнить о цвете шинелей времен Гражданской войны, витающей над «Театральным романом, и об отделанных мягкой, поглощающей звуки, тканью коридоров Художественного театра: его основатели считали тишину одним из главных условий творчества. Дамир Исмагилов позаботился о самоценном световом рисунке, композитору Григорию Гобернику пришлось сочинить много музыки.

Григорий Служитель – актер первого набора Студии – хоть и играет Рудольфи – редактора литературного журнала «Родина», как и любой актер не может не соотнести театральный роман с собственным романом с театром.

«Не знаю, насколько там видны мои кошмары. Может, это не очевидно зрителю, но, возможно, это есть», - говорит актер Григорий Служитель.

Жанр «сны и кошмары начинающего литератора» дает о себе знать очень буквальными видениями главного героя. Сергею Качанову, представителю старшего поколения Студии, досталась роль Ивана Васильевича, одного из директоров Независимого театра, а заодно и Кошмара начинающего литератора. Придут к Максудову и Лариосик, и Елена Тальберг со своим мужем, и Леонид Шервинский из «Белой гвардии». Поликсен Торопецких окажется сразу три – то ли у Максудова в глазах троится, то ли дел у легендарной секретарши Аристарха Платоновича уж слишком много. И хотя Сергей Женовач настаивает, что постарался как можно дальше отойти от пародий и гротеска, зал смеется не переставая. Похоже, Михаил Булгаков знал секрет этого смеха. И как его театральный роман не поверни, сути это не меняет.


Новости культуры