«Путешествия ученых рисовальщиков» - экспозиция в Школе акварели Сергея Андрияки
На выставке в столичной Школе Акварели Сергея Андрияки – византийские мозаики, орнаменты, настенные росписи, церковная утварь, в акварельном, разумеется, исполнении. Выставка посвящена 200-летию со дня рождения барона Штиглица. Крупный промышленник, банкир и меценат в 1876-ом году пожертвовал миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. И завещал еще 10 миллионов, на разные цели, включая творческие поездки студентов по России и за границу. Эту выставку так и назвали - «Путешествия ученых рисовальщиков». Рассказывают «Новости культуры».
Не на компьютере, а с помощью карандаша и акварели создавать самые дерзкие интерьерные проекты уже в XIX веке умели студенты училища технического рисования Штиглица. Дизайн ресторана - по последней тогда моде – русский стиль или эклектика, карандашные наброски библиотеки и даже церкви – в экспозиции почти сто проектов, которые ранее в Москве не выставлялись.
«Можно посмотреть, насколько средствами такими простыми, скромными, всего лишь акварельными красками, насколько можно передать материал. Видно как блестит стекло, золото», - показывает куратор выставки Татьяна Кузнецова.
Студенты предлагали самые смелые проекты: самые удачные награждались заграничной поездкой. Молодые художники выезжали в Италию, Францию, Германию, чтобы познакомиться с лучшими образцами классического искусства.
«Они отправлялись за рубеж, им давали сумму 600 рублей на первоначальные нужды и 303 тысячи франков - годичная стипендия», - рассказывает куратор выставки Татьяна Кузнецова.
За рубежом студенты копировали фрески Рафаэля, росписи палаццо во Флоренции и Мантуе, элементы фасадов, церковного убранства и дважды в год отправляли свои работы педагогам в Петербург. Это условие будущие технические художники выполняли строго, но от дальних путешествий вскоре все же пришлось отказаться.
«В начале Первой мировой меняется география поездок, в связи с военным временем, куда они ездили в эти годы, ездили по России, Северу», - отмечает Татьяна Кузнецова.
Училище Штиглица было очень демократичным для своего времени: кроме отпрысков из состоятельных семей, могли учиться и малообеспеченные дети. Училище, одним из первых в России стало принимать на учебу девушек. Не обходилось без романтических историй. Любовным переживаниям студентки Варвары Андре, которая вышла замуж за директора училища Месмахера, посвящен отдельный стенд. В первую очередь, выставка будет полезна будущим художникам.
«Меня удивила кропотливость работ. Здесь все сделано от руки. Детали проработаны хорошо, сейчас все обобщенно проще», - отметили художники Александр Казаченко и Дарья Симатова.
В Петербурге проекты талантливых предшественников уже используют как методические пособия. Не исключено, что этим опытом воспользуются и в столице.
Новости культуры