Музей имени Пушкина представляет выставку работ Пауля Клее
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку работ Пауля Клее «Ни дня без линии». Этой строкой из Плиния Старшего художник подписал один из рисунков. Но не может быть подозрения в том, что мастер придавал значение численности работ. Он сложен, как немногие другие художники ХХ века. У Арсения Тарковского есть небольшое стихотворение – «Жил да был художник Пауль Клее….» и в нём строчки: «Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно». Но чтобы понять работу Пауля Клее, любую из его работ, надо ещё потрудиться. И может даже ничего не получится. И он предупреждал. Даже на его надгробии высечена его фраза: «Посюсторонне меня не постичь». Выставка – это одно из событий, посвящённых 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.
«Ни дня без линии» – в качестве названия выставки в Пушкинском выбрали девиз самого художника Клее, которому он оставался верен всю жизнь. Он действительно очень много работал, искал, эволюционировал, открывал. Сохранилось около 9 000 работ Клее, в экспозиции ГМИИ представлено 150 произведений из швейцарских фондов и музеев. И это не только живопись и графика, но и уникальные артефакты – композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских художника, марионетки, созданные им для домашнего кукольного театра.
Этих марионеток Клее создал, когда у него родился сын. Художник часто разыгрывал для него спектакли, и такие домашние представления явно повлияли на выбор профессии – сын Феликс стал театральным режиссёром. А Клее продолжал играть в куклы – их у него было около полусотни. Кукольный театр был чем- то вроде медитации, своеобразным способом познания себя, мира и людей. Ещё Клее очень любил составлять гербарии, искусствоведы даже склонны называть их полноценными абстрактными работами художника.
«Составление гербариев помогло найти ему свой путь в абстрактном искусстве и стать теоретиком искусства в Баухаусе. Он утверждал, что произведение искусства вырастает подобно растению из точки, линии, из самых простых элементарных частиц», – поясняет куратор выставки Алексей Петухов.
Гербарий, в качестве примера, Клее использовал и во время занятий со студентами. На протяжении 10 лет художник преподавал в Баухаусе теорию формы. Дизайнерам и архитекторам он советовал чаще наблюдать за жизнью. Клее был уверен: анализ процесса роста в природе обязательно подскажет творческим людям верное решение, нужную форму.
«Педагогический опыт Клее давался не просто, – рассказывает куратор выставки Фабьенн Эггльхёфер. – У него не было специального образования, он не очень комфортно чувствовал себя перед аудиторией. Свою первую лекцию он вспоминал с улыбкой – тогда подготовился досконально, написал заумную лекцию и просто прочел её от и до. Потом, конечно, методика поменялась. Он, как и в своем искусстве предпочитал создавать свои правила, двигаться свободно. Студентам его стиль нравился и был понятен».
Вся жизнь Клее – это поиск, он обращался к самым разным течениям, но, прежде всего экспериментировал в границах фигуративного и абстрактного искусства. Большое влияние на него оказали художники Василий Кандинский и Франц Марк. Робер Делоне познакомил его с системой симультанного цветового контраста. А после путешествия в Тунис, Клее почувствовал себя, наконец, художником и восторженно заявил, что цвет овладел им навсегда и теперь он и цвет едины.
«Он понял, что самое главное, что существует в жизни художника – это избавление от штампов, от любых учёб с точки зрения классического. Наоборот, надо найти в себе ребенка, самого наивного, чистого, который не озадачен ничем, кроме понимания красоты мира, счастья», – отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Эта выставка построена по хронологическому принципу, в ней семь разделов, и каждый рассказывает об одном из важных этапов в жизни Клее. Экспозиция закольцована: открывается его детскими и юношескими рисунками, а в последнем разделе, названном «Глазами ребенка», представлено позднее творчество. В нём «внутренний ребенок» Клее, окончательно вырывается наружу и одерживает верх. Искусство художника теперь непосредственное, абсолютно свободное от каких либо условностей. Правда, для самого Клее это были самые тяжелые годы жизни – в 35-м у него обнаружили редкое заболевание, но он не остановился – наоборот, стал работать еще больше. В письмах сыну писал: «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми, они вырываются на свободу». За один только1939 год, уже на пороге смерти, Клее создал 1250 произведений.
Читайте также:
«Пауль Клее. Ни дня без линии». В Пушкинском музее готовят открытие выставки