Печать. 24 декабря 2014

24 декабря 2014 10:30
Библиотеке Российской академии наук в уходящем году исполнилось 300 лет. Этой дате посвящен материал в свежем номере «Литературной газеты». Библиотека родилась всего на 11 лет позже самого Санкт-Петербурга. Царский двор переезжал из Москвы на берега Невы, и Пётр Первый замыслил устроить в новой столице то, что он увидел, изучая науки в Европе.

Библиотеке Российской академии наук в уходящем году исполнилось 300 лет. Этой дате посвящен материал в свежем номере «Литературной газеты». Библиотека родилась всего на 11 лет позже самого Санкт-Петербурга. Царский двор переезжал из Москвы на берега Невы, и Пётр Первый замыслил устроить в новой столице то, что он увидел, изучая науки в Европе. Как начиналось просвещение эпохи Петра, и как Библиотека Академии наук встретила 300-летие, – рассказал изданию её директор Валерий Леонов. Другие темы печати – в обзоре «Новостей культуры».

***

В Москве открылась выставка «Он всех людей сердца приобретает…», посвященная образу императора Александра I, запечатленного в работах современных ему художников, граверов и скульпторов. Открытие экспозиции приурочили ко дню рождения Александра Павловича - 12 декабря 1777 года. «И хотя дата не круглая, на свой 237-й год император, – отмечает «НГ – Антракт», - получил отличный подарок: выставка представляет разнообразную иконографию победителя Наполеона – от ранней юности до времени смерти». «Многие экспонаты выставки (их более 180), показаны впервые и ранее никогда не публиковались», – пишет издание. И  продолжает: «... Александр I присутствует на всех "носителях", которыми располагал художник в XIX веке: живописные холсты, гравированные оттиски на бумаге, гризайльные изображения на позолоченных фарфоровых чашечках, инициал "А" под короной на хрустальной рюмке, скульптурные бронзовые и гипсовые бюсты...»

***

В Баварском балете случилась сенсация: Алексей Ратманский реконструировал балет «Пахита» Жозефа Мазилье и Мариуса Петипа, обнаружив неизвестные подробности хореографии и заставив современных артистов танцевать, как в XIX веке. «В результате классика оказалась совсем непохожей на то, что мы за нее принимали», - утверждает «Коммерсант». И конкретизирует: «Археолог Ратманский откопал глубоко спрятанные слои: забытые движения, незнакомые ракурсы, канувшие в лету прыжки  по-итальянски подогнутыми коленями, утраченный тип поддержек-обводок — одной рукой, с укладыванием дамы на торс кавалера... И это не просто отдельные находки -бескомпромиссно следуя записям, Ратманский вернул миру исчезнувший тип танцевания, наивный и грациозный, с иной техникой и иными правилами...»

***

Русский музей по обыкновению завершает год масштабной выставкой, показывая редкие материалы из своих богатейших коллекций. На этот раз выбор пал на церковные древности. Экспозиция, развернутая в анфиладе корпуса Бенуа, называется «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее». Как пишут «Санкт-Петербургские ведомости»: «... На этой выставке трудно выделить самые уникальные вещи. Все стоят внимания... У каждой из икон, несмотря на близкие техники написания, есть нюансы... Каждая вещь ценна необыкновенно». 

 

Новости культуры