В Москве открылась выставка одного из самых ярких представителей второго русского авангарда
«И хочется остаться на этом светлом…». Так называется выставка Владимира Яковлева, которая открылась в Литературном музее. Она приурочена к 80-летию со дня рождения художника, одного из самых ярких представителей «неофициального искусства». В экспозиции собраны лучшие произведения Владимира Яковлева из музеев и частных собраний. Рассказывают «Новости культуры».
Многие работы, представленные на выставке, зрители могут увидеть впервые. Самые ранние работы художника, из представленных на выставке, датированы пятидесятыми. В это время Владимир Игоревич в поиске – работает в разных жанрах. Вот абстрактная композиция.
«По технике это очень часто – пуантель, – поясняет куратор высткавки Наталья Реброва. – Очень рукотворные, очень трудоёмкие и многослойные и постепенно в этих работах вырастают основные две его темы – тема цветка и тема портрета».
От абстрактных композиций художник переходит к фигуративности. Так появились его знаменный портреты ветра. И, конечно, цветы. Здесь они красные, чёрные. Одинокие. Рядом – строки, автор – друг художника, поэт Геннадий Айги. Он же на портретах – маслом, карандашом. К его произведениям - немало рисунков. Формы и краски, о которых говорят: художник их чувствовал.
«Это природное чутьё пластики и цвета – это чудо, – говорит художник Владимир Башлыков. – Он обладал чувством пластическим, то есть в формате он пластически завязывал композицию таким образом, что как бы не сдвинуть ни на миллиметр, как бывает в музыке: сдвинь, и всё – уже фальшь. У него фальши не бывает вообще».
Почти девяносто полотен Владимира Яковлева: живописные, графические – на выставке объясняют, хотели показать многообразие подходов художника. Который живописи учился сам.
«На него через те же книги огромное влияние оказал Модильяни, например, – считает литературовед Николай Котрелев. – Это то, что я от него слышал и то, что видно в его работах. В его работах виден Пауль Клее и в то же время совершенно неповторимая своя форма, найденная изнутри и в том большом мире, который он переживал и продумывал. Это форма – яковлевская».
Хрупкой формой цветка упоение, переживания личные, порой глобальные. Мучительные. Сложные. Которые остались на этом светлом.
Новости культуры