Галерея "Дом Нащокина" на грани закрытия
Столичная галерея «Дом Нащокина» должна освободить помещение в Воротниковском переулке. Эта новость застала врасплох даже директора галереи Наталью Рюрикову. Корреспонденты «Новостей культуры» попытались прояснить ситуацию.
Старинный особняк XVIII века в Воротниковском переулке помимо исторической и культурной значимости – в этом доме бывали и Пушкин, и Гоголь – имеет и другие вполне очевидные плюсы – находится в самом центре Москвы. Возможно, именно привлекательное местоположение стало главной причиной бед, свалившихся на нынешнюю хозяйку здания, директора галереи «Дом Нащокина» Наталью Рюрикову, которая до недавнего времени занимала еще и пост главреда журнала «Киносценарии», арендующего офис в этом же доме. Не сегодня-завтра галерея может оказаться на улице вместе с сотрудниками и коллекцией произведений искусства.
«Мы получили сначала предложение на выселение, что это здание понадобилось фонду кино, – рассказывает директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова. – Ну, мы все поняли. А потом, какое-то время прошло, ничего не слышно, а потом мне звонит консьержка, «Наталья Петровна, вам правительственная телеграмма. Наверное, вас поздравляют. У вас юбилей?» Я говорю, еще нет…»
Телеграмма из минкульта оказалась уведомлением об увольнении с должности главного редактора журнала «Киносценарии», в котором Наталья Рюрикова проработала 40 лет. В 90-е, чтобы как-то выжить, она организовала галерею. На доходы от проведения выставок и издания каталогов и выходил все это время журнал. Один из немногих профессионально освещающих в России проблемы кино. Вскоре после телеграммы Наталья Рюрикова лично познакомилась и с новым главредом журнала, который по ее словам, пришел с милицией, следователем и охраной.
«Открылись двери, вошли восемь человек, и прямо сказали: где наши комнаты, предъявите наши комнаты, – рассказывает Наталья Рюрикова. – В чем дело? А я главный редактор этого журнала. Ну, и мы показали, где у нас комнаты».
Новое руководство журнала, уверена Рюрикова, не станет возражать против выселения или даже закрытия. Еще в конце декабря прошлого года в министерстве культуры состоялось совещание, на котором передачу здания Фонду кино, как один из вариантов, предлагалось оформить через ликвидацию журнала. Впрочем, это был только один из вариантов. Какой из них будет реализован, и зачем вообще понадобилось сталкивать лбами кинематографистов – редакцию уважаемого киножурнала и претендующий на здание Фонд кино, в минкульте нам сегодня не прокомментировали. В самом Фонде кино заявили, что о претензиях организации на здание в Воротниковском слышат впервые. Однако реакция на возможное выселение журнала и галереи, которая давно стала домом не только для художников, но и для кинематографистов, последовала мгновенно.
«Музея кино нет, – говорит режиссер Сергей Соловьев. – И, в общем-то, единственное место в Москве, где утверждается и воспитывается статус кино, как изобразительного искусства, важнейший статус кино, это вот “Дом Нащокина”».
«Лично я знаю Наталью Рюрикову давно, я знаю, что она борется все время за эту галерею отчаянно, и делает там фантастические выставки, необходимые. Туда ходят люди. Это пространство, где царствует вкус», – считает фотогшраф, журналист Юрий Рост.
Здание, в котором в свое время жил известный меценат и покровитель искусств Павел Нащокин, Наталья Рюрикова в 90-е отбивала у строительной компании, которая планировала снести дом и построить на его месте жилую высотку. Сегодня Рюрикова здесь уже не хозяйка. Два дня назад новое руководство журнала поменяло замки и опечатало помещения.
«Вот сегодня я подхожу к этой двери, мы сюда уже не имеем права войти, – говорит Наталья Рюрикова, – пришли какие-то люди. Они влетели сюда. И они сказали, вас здесь скоро не будет. Будем мы здесь. Так все просто в этой жизни».
Договор аренды галереи «Дом Нащокина», по которому она имеет право находиться в этом здании, истекает только в октябре. Наталья Рюрикова не исключает, что может лишиться помещения гораздо раньше этого срока.
Новости культуры