Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Льва Кулиджанова
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения кинорежиссера Льва Кулиджанова. Его фильмография не поражает размерами, однако каждая картина – будь то «Отчий дом», «Когда деревья были большими», «Умирать не страшно» или другие - становилась настоящим событием, привлекая своей искренностью и близостью героев к зрителю. На протяжении двадцати лет Кулиджанов возглавлял Союз кинематографистов. Благодаря его стараниям был сохранен архив Эйзенштейна и создан Музей кино. Рассказывают «Новости культуры».
Говорят, Лев Кулиджанов любил героев всех своих картин без исключения и не уставал повторять: «Самое интересное, что может снять режиссер, – это человеческое лицо». На излете 50-х он заговорил о маленьком человеке с большого экрана. Делал свое кино: нервное, взвинченное и в то же время – близкое и правдивое.
«Поразительная степень гуманизма, – говорит режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов. – Все его персонажи гуманизированы, истории, которые он рассказывает –
Это истории существования человеческого духа в буквальном смысле этого слова, причем люди, его герои взяты на улице, как будто из нашего окружения».
С ленты «Это начиналось так» началось сотрудничество Кулиджанова с Яковом Сегелем – во ВГИКе они были сокурсниками. Через год режиссеры выстроят «Дом, в котором я живу». На съемках спорили по двум поводам. Кулиджанов был недоволен идеей Сегеля поджечь надпись «1941» и сопротивлялся уговорам сыграть роль отца Гали. Однако уступил во всем.
Кулиджанов не раз говорил, что относится к своим фильмам как к собственным детям. «Когда деревья были большими» – его любимая и самая выстраданная картина. В начале съемок ее едва не закрыли. Комиссия сочла, что в советском кино алкоголик не может быть главным героем. Но режиссеру удалось отстоять фильм.
Для режиссера в кадре не было мелочей и случайностей. Он выверял все: от актерской игры до декораций. С поразительной достоверностью рассказывал истории современников в «Отчем доме». Смело и уверенно переходил в другую эпоху, снимая о Марксе и Ленине. Его «Преступление и наказание» назовут едва ли не лучшей экранизацией Достоевского.
«Он давно мечтал о “Преступлении и наказании”, – вспоминает народный артист РСФСР Георгий Тараторкин. – Мы собирались дома у него и репетировали наши сцены, и так продолжалось, месяца три, и когда подошел срок, и мы должны были начать съемки этих сцен, думали – только бы хватило пленки, потому что мы могли играть бесконечно всю сцену подряд».
«Учитель от бога», - говорили о Кулиджанове его студенты. Во ВГИКе он вел не только режиссерский, но и актерский курс. Воспитывал студентов на работах своих собственных наставников – Герасимова, Козинцева, Кулешова. Был удивительным рассказчиком. Аккуратно подсказывал, как найти самые верные интонации.
«Он воспитывал нас так, что все мы разные у каждого своя органика, – рассказывает народная артистка России Елена Цыплакова. – Я, наверное, более интеллигентного мягкого внимательного режиссера не встречала, он удивительный был человек, он работал с нами, как со студентами – всегда ощущение было, что он к каждому, как к драгоценной
вещи относился».
Двадцать лет у руля Союза кинематографистов. На пост первого секретаря Кулиджанова не раз переизбирали единогласно. «Спящий лев» – как называли его коллеги за интеллигентность и мягкий характер – всегда был готов помочь и словом и делом. Был предельно откровенен – говоря о профессии, о кино, о себе. И любил повторять, что неискренность - худшее, что может случиться с художником.
К 90-летию со дня рождения Льва Кулиджанова смотрите в пятницу, 21 марта в 20.35 на нашем канале документальный фильм «Несколько сцен неоконченной жизни», а сразу по его окончании – художественную ленту «Когда деревья были большими».
Новости культуры