В Эрмитаже подходит к концу реставрация полотна нидерландского художника ван дер Вейдена

20 марта 2014 10:04
100 лет без реставрации – и вот картина "Святой Лука, рисующий Мадонну" оказалась в заботливых руках реставраторов государственного Эрмитажа.

100 лет без реставрации – и вот картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» оказалась в заботливых руках реставраторов государственного Эрмитажа. Согласно преданию, у евангелиста Луки не получалось воспроизвести Мадонну по памяти. Тогда Святая Дева явилась ему, и дело пошло на лад. С тех пор апостол считается покровителем художников. Картина на этот сюжет была написана в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений, она пользовалась большой популярностью. Рассказывают «Новости культуры».

«Святой Лука, рисующий Мадонну» – одна из самых загадочных картин эрмитажного собрания. Шедевр Северного Возрождения создавался последователем Ван Эйка нидерландским мастером Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина пришла в Петербург в виде двух разделенных частей. Рисующий Евангелист в 1850 году приобретался в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго, через 34 года французский антиквар предложил императорскому Эрмитажу Богородицу с младенцем, происходящую из испанского монастыря.

У этих работ был шанс оказаться в разных странах и в разных собраниях, и это удача, что они оказались в Эрмитаже. Когда и по какой причине произошло достаточно варварское разделение Луки и Богородицы никто точно не знает, распространенная версия указывает на коммерческий аспект.

«Было проще продать половину картины, – полагает хранитель нидерландской живописи Государственного Эрмитажа Николай Зыков. – Это просто коммерческий ход – покупателя найти проще».

После судьбоносного воссоединения в Эрмитаже картина подверглась первой и одновременно последней значительной реставрации. Живопись перевели с дерева на холст, закрыли утраты, последующие 130 лет картина менялась под воздействием временных наслоений.

«Вот эти все слои темнели, серели, лак разлагался, становилось это все мутно-неопределенного света и, конечно, чувствовалось, что картине не хватает насыщенности, как будто на живопись смотрели через грязное стекло, вот было такое ощущение», – говорит реставратор станковой живописи Валерий Бровкин.

В 2012 году экспертный совет Эрмитажа решил вернуть полотну Рогира Ван дер Вейдена тона свойственные ранней нидерландской живописи. Расчисткам предшествовало изучение в физической лаборатории, рентген, анализы пигментов и лака. Сейчас мы видим полностью раскрытый авторский слой XV века.

В ХХ веке выяснилось, что у Эрмитажного шедевра есть три сестры – в Мюнхене, Брюгге и Бостоне – причем американская версия считается первой в серии, так как при изучении в инфракрасных лучах на ней были обнаружены авторские правки. Очевидно, Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

Возвращение авторской колористики сопровождалось настоящими открытиями. Под вековыми записями оставались часть руки святого Иоакима, фактура покрывала трона Богородицы, чернильница на столе. Ранее неизвестные детали еще раз подтверждают принадлежность полотна кисти Ван дер Вейдена.

В резьбе на троне Богородицы теперь угадываются фигурки Адама, Евы и дьявола с запретным плодом. Нидерландские живописцы умели сопоставлять возвышенный и приземленный жанры: справляющий нужду на фоне городских красот средневековый житель Брюгге из того же фантастически яркого мира фламандских примитивистов.

Новости культуры