100 лет со дня рождения народной артистки СССР Елены Фадеевой

25 марта 2014 15:49
У нее не так много ролей, но каждая – точный психологический портрет. Критики не уставали петь ей дифирамбы за «глубокий драматизм» и «серьезные раздумья над жизнью». Выпускница училища при Театре имени Вахтангова, Фадеева с 39-го года и до конца жизни служила в столичном «Ленкоме».

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Елены Фадеевой. У нее не так много ролей, но каждая – точный психологический портрет. Критики не уставали петь ей дифирамбы за «глубокий драматизм» и «серьезные раздумья над жизнью». Выпускница училища при Театре имени Вахтангова, Фадеева с 39-го года и до конца жизни служила в столичном «Ленкоме». В театре, склонном к нововведениям, Фадеева хранила традиции старой актерской школы. Рассказывают «Новости культуры».

«С детства я любила играть в дом и всегда мечтала о нем», - говорила Елена Фадеева. Режиссеры с удовольствием отдавали ей роли матерей - Филимонова в «Забытой мелодии для флейты», Аркадина в «Чайке», мать Ленина - Мария Александровна Ульянова - в фильме «Сердце матери» Марка Донского.

«Она находила в себе силы преодолевать все те обстоятельства, которые складывались, поддержать сына, остаться при этом очень сильной и стойкой и не сломиться, она очень точно донесла до зрителей этот образ», - считает историк кино Алексей Тремасов.

Ее вспоминают интеллигентной, застенчивой и даже закрытой, но за этой строгостью скрывалась эмоциональность, чувственность, умение одним взглядом передать историю своего персонажа. Что она в полной мере и доказала, сыграв в фильме Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть» бывшую хозяйку квартиры. Сыграла без слов.

«Она просто проходила по коридорам и смотрела на героев фильма, но этот взгляд был настолько выразительным, ей ничего не надо было говорить, все было понятно по взгляду. Только взглядом смогла донести до зрителя весь свой характер, воспитание, совершенно другую эпоху», - говорит историк кино Алексей Тремасов.

В кино Елена Фадеева начала сниматься уже в зрелом возрасте, между работами случались большие перерывы. Но главным в жизни Елены Алексеевны всегда был театр. В 38-м году, после роли Лизы в спектакле «Живой труп», Елена Алексеевна из начинающей актрисы превратилась в ведущую. В последний год жизни она готовила свою последнюю роль – в комедии «Филумена Мартурано».

Театром всей ее жизни стал «Ленком». В нем она прослужила 60 лет. Коллеги ласково называли актрису - Люля. Валентин Смирницкий вспоминает о совместной работе с Еленой Фадеевой в постановке Анатолия Эфроса «Чайка»: «Она ко мне очень доброжелательно отнеслась, чем-то я ей был симпатичен. Она и сама мучилась, ей трудно давалась роль, и мне помогала очень сильно».

«Елена Фадеева называла себя недоигранной актрисой, впрочем, все артистки таковы», - утверждала она. Елена Алексеевна не считала себя амбициозной и за все свои роли благодарила случай.

Новости культуры