В Москве открылась совместная российско-британская выставка "Квантовая запутанность"
Что получится, если объединить квантовую физику и цифровые эксперименты в искусстве? Наверное, что-то очень мудрёное, то, что неискушённую публику запутает в конец. В Москве открылась совместная российско-британская выставка. Она так и называется «Квантовая запутанность». Организаторы, кстати, пытаются убедить, что в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом. Но чтобы распутать квантовые загадки, видимо, нужна помощь искусства.
«На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя», – сказал как-то Нильс Бор, один из пионеров квантовой физики. Участники этой выставки о сложном и запутанном решили рассказать с точки зрения искусства. Эти научные теории, сбившие с толку даже самого Эйнштейна, многими учеными не признаются до сих пор, и пока только буддисты ликуют, что открытые квантовой физикой законы абсолютно соответсвуют их представлениям о жизни и устройстве Вселенной.
«Квантовая физика даёт нам новое ощущение мира, новые перспективы, реальность. Она многовариантна, то есть те законы, с помощью которых мы её познаем – они не единственные. Нильс Бор и его последователи говорили, что каждый прибор, и даже тот, кто наблюдает эту реальность, её же и создают», – объясняет куратор выставки Дарья Пархоменко.
Квантовая запутанность – именно этот термин вынесен в название выставки – один из самых загадочных феноменов. Это когда частицы, вступившие однажды в контакт и спустя какое-то время оказавшиеся на огромном расстоянии, всё равно продолжают взаимодействовать. Это как в отношениях – когда близкие находятся друг от друга далеко, они всё равно вместе.
Музыкант-экспериментатор Дмитрий Морозов свою инсталляцию посвятил учёному Нику Герберту. В 70-х он попытался вычленить из звукового потока радиоактивных частиц связную и понятную информацию. Безуспешно. Но сама идея, по мнению Морозова, очень интересна, хотя бы в той сфере, в которой работает он сам. Там понятное и не требуется. «Эта работа использует те же принципы и механизмы, которые фиксируют радиацию, и через сложную кинетическую систему звуковых агрегатов трансформирует это в ритмическую самосочиняемую электронную музыку из потока радиации, которая всегда присутствует в атмосфере, где всё пронизано слабым излучением», – говорит о ней музыкант.
Художник Мемо Актен в своей интерактивной инсталляции предлагает нарушить гармонию, равновесие во Вселенной – обратить все процессы в хаос. И понаблюдать, что будет происходить потом: «Через какое-то время всё встает на свои места, начинает двигаться согласно задуманному Вселенной плану. Так и в жизни – иногда стоит просто позволить всему непонятному быть, и равновесие достигается само собой», – рассказал художник.
А в основе другой аудиовизуальной инсталляции – наблюдения за геомагнитной бурей, происходящей в верхних слоях атмосферы Земли. Полученные данные художники из британской арт-группы Semiconductor перевели в высокие и низкие частоты и скульптурные формы.
Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, участники арт-группы «Электробутик», создали волшебное стекло, позволяющее оказаться в двух пространствах одновременно. Как им удалось создать этот оптический обман, художники держат в секрете. «Дело в том, что с момента возникновения модернизма из искусства постепенно уходило чудесное, и категория чудесного переместилась в категорию концептуального. Мы хотим вернуть чудесное в искусство», – заявил Алексей Шульгин.
Одна из самых философских работ принадлежит участникам арт-группы «Куда бегут собаки». Правда, в их проекте в главной роли – мышь, которая тоже бежит… по лабиринту. Она выбирает путь, а на экране её виртуальные собратья создают модели других путей, реальной мышью не выбранных . В этой инсталляции сходится сразу несколько философских и научных воззрений: про параллельные миры, в которых – те же мы, но живущие другой жизнью, про то, что наши поступки формируют наше будущее, про то, что времени не существует и что бездействие и тупик – это тоже выбор и тоже путь.