В Мультимедиа Арт Музее открылась фотовыставка "Арктика"
Фестиваль «Дни Арктики в Москве» напоминает о том, что Арктика, несмотря на суровость, на своё вечное ледяное безмолвие, довольно хрупкая и уязвимая. Понимание этого, кстати, пришло относительно недавно. И справедливости ради, надо отметить подчёркнутый интерес к Арктике со стороны людей, не имеющих отношения к науке. Она красива. У неё уникальные флора и фауна, восхитительные пейзажи. Фотовыставка, которая открылась в столице в Мультимедиа Арт Музее не даст об этом забыть. Название у выставки короткое и исчерпывающее – «Арктика».
Арктика как магнит притягивает журналистов, ученых, фотографов. Фотографии девственно чистой природы собирают толпы зрителей. Большие фотокартины и маленькие снимки рассказывают, как на протяжении ста лет менялся Север.
«Очень красиво смотреть, как ледокол идёт по Арктике, потому что он своим носом давит и раскалывает огромные глыбы льда. Представьте себе лёд толщиной в пять метров, и вот эти огромные глыбы, айсберги практически, начинают из одной стороны в другую отлетать от носа корабля. Это завораживает», – рассказывает фотограф и путешественник Сергей Доля.
Вот этот ледокол – самый большой атомный в мире, «50 лет Победы». Дважды Сергей Доля ходил на нем на Северный полюс. И дважды побывал в Арктике. Артур Чилингаров – профессиональный полярник, человек-легенда, прославился ещё в советское время рискованными путешествиями. Его сердце, как стрелка компаса, всегда смотрит на Север. «Я думаю, что перед нами, перед теми, кто сейчас живет – перед полярниками, перед исследователями – стоит задача, сделать так, чтобы и будущие поколения были уверены, что есть эта возможность, обеспечивающая экономическую мощь России", – говорит он.
Покорить природу, открыть месторождение полезных ископаемых, но главное – не разрушить. Те, кто побывал на самом севере, рассказывают не только о его красоте, но и о том, как сложно её сохранить. Фото как свидетельство арктической зыбкости. Жене Миронову не удалось попасть на ледокол. Но в вечную мерзлоту, как сам говорит, все-таки проник – понадобился обычный ледоход на московской реке. «Моя задача как автора была не показать лёд, ледоход, а показать через специальные виды съемки метафору – лёд и облака. Показать как бы космос во льду», – пояснил фотограф.
Космос здесь в каждом снимке – начиная с первой кинохроники 1912 года, заканчивая подводными съемками в 3D. Кстати, Сергей Шестаков установил рекорд Гиннеса по длительности дрейфования на отдельной льдине и по уровню глубоководного погружения. Сергей Анисимов в своих снимках перевернул обычное представление об Арктике.
"Когда мы печатали эти снимки, нам казалось, что мы просто воссоздаём картины Рериха. Непонятно, как это может быть, в нашем традиционном сознании, на белом, ледяном континенте", – комментирует Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.
Непознанная Арктика: свободные животные, кристальный снег, синяя вода и огромные глыбы льда – один из немногих уголков планеты, где человек не укоренился. Эти фотографии как будто требуют остановить время.