Алла Сигалова: "Глаза в глаза" - это важная часть моей жизни"

01 декабря 2014 17:39
Алла Сигалова
Со 2 по 5 декабря в вечернем эфире телеканала "Россия К" – премьерные выпуски авторского проекта Аллы Сигаловой "Глаза в глаза" о самых интересных современных хореографах. Накануне премьеры известный хореограф и признанный авторитет в области contemporary dance Алла Сигалова рассказывает об идее создания проекта и своем отношении к современному танцу.

Со 2 по 5 декабря в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьерные выпуски авторского проекта Аллы Сигаловой «Глаза в глаза» о самых интересных современных хореографах. Накануне премьеры известный хореограф и признанный авторитет в области contemporary dance Алла Сигалова рассказывает об идее создания проекта и своем отношении к современному танцу.

- Как родилась идея цикла «Глаза в глаза»?
- Я давно мечтала сделать программу о танце, о выдающихся людях в области современной хореографии. Моя главная профессия – хореография – привела меня на телеканал «Культура», где идея превратилась в проект «Глаза в глаза», в котором я делюсь со зрителями впечатлениями и мыслями о танце, рассказываю о новой хореографии и новой драматургии, открываю новые имена, известные в нашей стране узкому кругу профессионалов. Я хочу поблагодарить телеканал, который предоставил мне такую возможность и дал жизнь проекту. И, конечно, моя отдельная благодарность человеку, который поверил в возможность такого проекта, делает его вместе со мной и является главной движущей силой – продюсеру «Глаза в глаза» Любови Игоревне Платоновой.

- Одна из основных задач телеканала «Россия К» – просветительство. За вами прочно закрепилась слава проводника в мир танца, который многим кажется недоступным. Тем не менее, избегая очевидных штампов, проект «Глаза в глаза» рассказывает о современном танце «от» и «до».
- Вы абсолютно правы, я всю жизнь в той или иной степени занимаюсь просветительской деятельностью. Это уже стало частью моего существования, потому что я постоянно кому-то что-то рассказываю, показываю и открываю. И то, что канал «Культура» – главный источник просветительства в области культуры и искусства – меня поддерживает, это, конечно, огромное счастье! Волей случая я влилась в ряды людей, которые занимаются очень важным и непростым делом в нашей стране. Естественно, я помогаю в области, где являюсь профессионалом, рассказывая о том, что знаю и делаю лучше всего. Это наиважнейшая функция! Кроме того, мне выпала сумасшедшая возможность через телеканал выйти на такую аудиторию и говорить с ней о современном понимании движения, современной хореографии, современном хореографическом театре, которым я занимаюсь всю свою жизнь. Все это чрезвычайно важно и необходимо для меня. Я уверена, что это также важно и для других людей, как профессионалов, так и непрофессионалов. Я была первой, кто начал очень активно продвигать современный танец в России, за мной потянулись люди, за ними, надеюсь, потянутся и другие. Они уже есть эти несколько фамилий, но хотелось бы больше молодых имен. Но к пониманию современной хореографии нужно готовиться, это как долгий тяжелый путь. Нужно трудиться, подниматься, идти, двигаться, ползти. С невероятной силой напрягаться, и только тогда есть шанс открыть для себя прекрасный мир, который называется современный танец.

- Что скрывается за названием «Глаза в глаза»? Это удачная игра слов или жизненная философия?
- Для меня это название имеет огромный смысл. Глаза в глаза – это не только эффективный способ воздействия на собеседника, это естественная форма общения и важная часть моей жизни. Поэтому когда мы начинали работать над проектом, то сомнений не было – цикл должен называться именно так. Мы заглядываем в глаза и самому виду искусства. Результат получился достаточно объемный, но это имеет для меня огромное значение. В этом цикле мы с ними попытались создать принципиально новый визуальный язык. Наша задача заключается в том, чтобы сделать энергичные, ритмичные, темпераментные фильмы, а не заунывное кино для людей, развалившихся на диване. И мы со съемочной группой, как мне кажется, идеально понимаем друг друга.

- Кто ваши герои?
- Два предыдущих выпуска программы были посвящены таким крупнейшим хореографам и культовым фигурам балетного театра второй половины XX века, как Матс Эк, Марк Моррис, Уэйн МакГрегор, Мерс Каннингем, Элвин Эйли, Мэтью Боурн. В новых выпусках я переключила свое внимание на другое поколение хореографов, от 30 до 40 лет. В этом сезоне мы встретимся с четырьмя молодыми и абсолютно разными хореографами, уже известными и очень востребованными. С теми, кто пришел на смену признанным мастерам. Кто представит на сцене современную хореографию после Пины Бауш, Уильяма Форсайта и Иржи Килиана. Моими собеседниками станут бельгийский танцовщик и хореограф марокканского происхождения Сиди Ларби Шеркауи, выдающиеся современные французские хореографы Жан-Кристоф Майо и Мурад Мерзуки, а также хореограф из Швеции Фредрик Ридман. Более того, для меня представляет большой интерес преемственность поколений, преобразования и тенденции развития хореографии в целом и современного танца в частности. А исследовать и анализировать хореографический театр можно, только проводя поколенческий анализ, что я и делаю.

- Чем вы руководствуетесь при отборе своих героев?
- Появления вышеперечисленных персонажей в цикле «Глаза в глаза» не случайно. Во-первых, именно эти люди сейчас очень активно существуют на рынке. Мы живем в современном обществе и нужно подходить к хореографическому театру не только как к искусству, но и как к коммерческому предприятию. Я часто об этом говорю. В наше время это очень важный момент, хотя и в другие годы ситуация не сильно менялась, вспомнить, например, Сергея Дягилева и его «Русские сезоны». Во-вторых, мои герои очень активно вовлечены в мир танца, динамично существуют в рамках современного хореографического театра. Мне необходимо было узнать их ближе, понять структуру их танцевальных движений, из которых рождаются интереснейшие спектакли, проникнуть в структуру их профессионального существования. Своих персонажей я люблю.

- Вы руководствуетесь своими знаниями и опытом или доверяете мнению окружающих?
- Только не мнение окружающих! Ему доверяться бессмысленно, потому что, как правило, те, о ком я рассказываю в рамках проекта «Глаза в глаза», не всем известны в нашей стране. Поэтому полагаюсь только на себя. Я очень ждала продолжения проекта, оно напрашивалось само собой. Нам есть о чем говорить, есть вопросы, которые хочется задавать и ответы, которые хочется обсуждать. Я хочу говорить правду, но понимаю, что это моя правда и мой личный взгляд на то, что происходит вокруг. Зрители сами должны решить – хотят ли они быть со мной в диалоге или не хотят.

- У наших хореографов есть шанс попасть в вашу программу в качестве героев?
- А как же?! Шанс есть всегда. В России есть очень интересные хореографы, но, к моему сожалению, отечественная театральная структура построена таким образом, что они абсолютно не востребованы как профессионалы. Это губительно для развития современного танца и хореографии в России. Но эти люди есть, они много и упорно работают. Я даже могу похвастаться, что из моих пяти магистрантов в ГИТИСе, где у меня курс по современной хореографии, три человека создают невероятно талантливые работы. И это только на моем курсе! В нашей стране я лично знаю людей, которые настолько увлекательно и интересно работают, оригинально мыслят, самостоятельно развиваются, что о них нужно рассказывать и нужно их показывать.

- Вы могли бы стать героиней программы «Глаза в глаза»?
- С одной стороны, как один из главных современных экспертов в области современного танца, я естественно могла бы стать героиней «Глаза в глаза». А с другой стороны, было бы странно, если бы я делала программу о себе самой. Наверное, это сделает кто-то другой!

- С телевизионных программ «Глаза в глаза» в 2010 году началась ваша карьера ведущей. Затем последовали проекты «Вся Россия», «Большая опера», «Большой балет» и «Большой джаз». Ваш приход на телевидение был продиктован творческой потребностью или личными интересами? Насколько вам интересно существовать в этом качестве?
- С каждым новым проектом я открываю для себя что-то новое. И к каждому новому проекту особым образом пристраиваюсь, потому что все проекты, которые вы перечислили, настолько разные, что моя роль как ведущей в каждом из этих проектов тоже абсолютно разная. Это может не бросаться в глаза с первого взгляда, может не с первого раза считывается с экрана, но внутренне я себя абсолютно по-разному позиционирую в каждом проекте. Вообще я могу долго и много об этом говорить – новый опыт мне очень интересен. Любая моя деятельность, так или иначе, лежит в театральной сфере, тут никуда не денешься – театр, музыка, хореография – это все части моей профессии. Роль ведущей дает мне дополнительную возможность развиваться в моей главной ипостаси, в моей главной работе. Я очень благодарна телеканалу «Культура» за эту возможность! Она бесценна!

Татьяна Санина