Выставка "Ода еде" открылась в Москве
В столичной галерее «Проун» открылась выставка под названием «Ода еде». В экспозиции больше шести десятков работ известных советских и российских художников разных лет, разных стилей. Все картины объединяет тема еды. Некоторые были написаны в те годы, когда искусство, духовная пища, составляло значительную часть рациона граждан. Впрочем, и сегодня, как и прежде многие убеждены в том, что художник должен быть голодным, что сытость творчеству вредит. Недаром во многих картинах, написанных в особо тяжёлые годы, мир, кажется, лопается от изобилия.
Эту выставку можно было бы назвать «еда как отражение эпохи»: ретроспектива натюрмортов наглядно показывает, как менялось восприятие одного и того же предмета на протяжении века. Взять хотя бы яблоко: на полотнах 1920-х – это бесстрастный носитель цвета и формы, в более поздних работах – очевидный объект вожделения. Тенденция обусловлена историческими реалиями.
«Один из характерных представителей художественной среды той поры – это Юлий Клевер младший, работа называется «В рыбном павильоне». Это как раз характерно для стилистики 1930-х годов, когда еды как таковой не было, но на картинах, на рельефах, в кинофильмах царило тотальное изобилие», – рассказывает куратор выставки Дарья Макарова.
Полотна знаменитых художников – Андрея Васнецова, Алисы Порет, соседствуют с работами неизвестного иллюстратора книжки «О вкусной и здоровой пище». Здесь провести грань между живописью и дизайном особенно сложно. Вот и сейчас фотографы, занимающиеся коммерческой съемкой еды, иногда сами того не ожидая, создают нечто неоднозначное.
Триптих Алены Кирцовой совершенно по-новому показывает блюда из обычного меню. Если первые два объекта – борщ и щи – с трудом, но узнаваемы, то угадать яичницу на последнем макроснимке почти невозможно. «Похоже на что-то взбитое и цитрусовая начинка», «Это картошка-пюре с каким-то джемом, но вот это меня смущает – может это мясной митбол?» – предполагают зрители.
На выставке еда представлена не только как объект, но и как материал для творчества. Леонид Тишков рассказывает: на эту инсталляцию ушло три дня и пять пачек макарон разного размера. В своих работах художник использует и другие продукты питания: сахар, хлеб – выбор материала зависит от идеи. «Эта инсталляция посвящена поэзии Велимира Хлебникова, поэтому я взял этот материал – хрупкий и воздушный, как мечты футуристов в начале ХХ века», – объяснил художник.
Натюрморт дословно – «мертвая природа», но лишенными жизни эти картины никак не назовешь. От восторга и вожделения до отчаяния и одиночества – выставка не составляет сомнений: всю гамму человеческих чувств настоящий художник способен передать даже через еду.