Музыку новейшего времени исполнили в Московской консерватории
В начале ХХ века композитор Александр Скрябин мечтал, чтобы его музыка окрашивала концертный зал в разные цвета. Тогда это казалось утопией. Сейчас – практически обыденность. Но современные молодые композиторы хотят ещё большего. Новая реальность музыки – это синтез звуковых и визуальных Образов, подкреплённый возможностями новых технологий. Доказательством стал концерт «Биомеханика» в столичной консерватории. В Рахманиновском зале выступили ансамбль солистов «Студия новой музыки» и ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.
Современные видеотехнологии в сочетании с электронными сэмплами спросом пользуются немалым; такого ажиотажа в Рахманиновском зале не было давно. Авторы музыкальных новинок – будто экзаменуют солистов, сидят в первом ряду. Не только для контроля звукового, но и визуального. Композитор в наши дни – это не только тот, кто умеет писать ноты.
«Это абсолютно иная эстетическая и практическая категории композиторского искусства, где композитор должен обладать большими знаниями звукорежиссуры, электронными аппаратами, расширении области собственно композиции», – считает композитор Николай Попов.
Микшерский пульт, световые и видео программы, ну, и сам ударник – то, что нужно для исполнения композиции Николая Попова «Артра». Видеоряд создал сербский художник Тодор Пожарев. Каждое изменение тона – новое изображение.
«Пьеса написана к юбилею провала “Весны священной” Стравинского, поэтому в ее основе – цитата из нее, – рассказывает Тодор Пожарев. – Я рисовал на бессознательном уровне, сначала долго слушал эту музыку, полученные ассоциации зарисовывал, затем сканировал и обрабатывал в графическом редакторе».
Ловкость рук композитора и никаких фокусов: публика слышит лишь фонограмму и отдельные сэмплы, а совсем не то, что играет ударник.
«Может быть, это была иллюзия, это значит автор – экстра-класса, если он меня обманул», – признается Марк Пекарский.
Соотношение воображаемого и реального – сюжетная основа каждой второй пьесы в программе. Зеленый свет фантазии дает сочинение Александра Хубеева «Шепот феникса» – ведь никто не знает, как именно он звучит.
«Пьеса построена на игре на струнах альта, – рассказывает композитор, – этот звук – немного металлический – некий шепот, воображаемого».
Немного артистизма в игре – и определенным смыслом наделяется даже перелистывание нот. Смычок при исполнении этого опуса – не нужен, игра – на основе нюансов удара по струнам.
«Уху обывателя это может показаться скрипом, но ведь в палитре скрипов может быть своя музыка? Когда в это погружаешься, чувствуешь себя иначе, мыслишь иначе, можно это артистически оформить», – говорит альтистка Ирина Сопова.
Для восприятия этой музыки нужен не только тонкий слух, но и зоркие глаза, и гибкость сознания. Ирония – в каждом жесте: то ли обращенная к слушателю, то ли к исполнителю, а может и к современной музыкальной действительности, в которой доля гротеска явно присутствует.