Российские картины - почти во всех основных программах Берлинале
В Берлине этим вечером стартует первый из кинофестивалей класса "А": первый в календарном году и 65-й по счёту. Фильмом открытия юбилейного Берлинале станет драма испанского режиссёра Изабель Койшет "Никому не нужна ночь" с Жюльет Бинош в главной роли. Параллельно с фестивалем открывается и европейский кинорынок, на котором будут представлены 17 российских кинокомпаний. Наше представительство в программах смотра также впечатляет: отборщики взяли сразу семь лент.
Такого количества русских фильмов на Берлинском кинофестивале не было давно. Наши почти во всех основных программах. Три ленты представлены в секции Generation ("Поколение") - разделе, посвященном детям и молодёжи. Режиссёр Андрей Зайцев представит картину "14+". Это история первой любви, в главных ролях –непрофессиональные актеры, которых искали через социальные сети. Автору важно было найти чистоту, даже наивность, а не уже отрепетированные голливудские улыбки. Режиссёра вдохновила на этот фильм картина Роя Андерссона "Шведская история любви", отпечаток оставила и работа Сергея Соловьева "Сто дней после детства". Лента Зайцева "14+" добрая и, конечно, со счастливым концом.
"Даже у нас в школе из многих-многих классов была одна счастливая пара, - вспоминает режиссер Андрей Зайцев. - Именно у них была настоящая любовь, чистая. У всех несчастные драматические истории, а этих двух светлых чистых детей тянуло друг к другу, и все им жутко завидовали. Поэтому и хотелось рассказать, что так тоже бывает".
Также в секции Generation будут показаны картина Юрия Фетинга "Небесный верблюд" и анимационная лента Светланы Разгуляевой "Почему банан огрызается". Это дипломная работа выпускницы ВГИКа. Этот вуз Светлана штурмовала пять раз, а до него училась на реставратора, но в процессе осознала, что это не её. В основе работы Разгуляевой - история её собственной жизни, переживания, отчаяние. Как и герой картины - человек-банан, она почти стояла над пропастью, и также как на него, на Светлану неожиданно обрушилось счастье. Для Разгуляевой это счастье - обретение себя, высокая оценка педагога Ивана Максимова и, конечно, отборщиков "Берлинале", взявших её дипломную работу.
"У меня было интервью с подругой моей, и я ей сказала, что мой идеал и на кого бы я хотела походить - это Иван Максимов, - говорит Разгуляева. - Но я понимаю, что невозможно отдать только карьере. У меня не очень большие запросы. Мне только "Оскар" и все".
Свой первый полнометражный фильм "Чайки" в Берлине в программе "Форум" представит режиссёр Элла Манжеева. Эта история тоже основана на личных переживаниях - детских. Но сама история совсем не детская. Она про женщину, которая ищет счастье, гармонию в окружающей ее реальности и только к концу фильма, пройдя через многое, понимает что счастье внутри, в самой себе. Элла Манжеева снимала у себя на родине – в Республике Калмыкия. Специально для ленты вместе с художником картины она восстановила заброшенный дом бабушки и его интерьер.
"Вся эта жизнь - это моя жизнь и моих близких, - рассказывает Элла Манжеева. - Истории, которые можно увидеть, - это то, что было у меня в Калмыкии, то, что меня окружало, о чем я думала и что на меня сильно влияло, на мое мировоззрение, и те ощущения, которые переживала. Было легко делать, не было вопросов, что думает тот или иной герой, потому что соткано из каких-то реалий".
Также в программе "Форум" представлена картина Людмилы Матвеевой "Вышивальщицы". В секции "Панорама", второй по значимости на Берлинале, заявлена лента "Пионеры-герои" Натальи Кудряшовой. В основном конкурсе за "Золотого медведя" будет бороться Алексей Герман-младший. Его новая картина "Под электрическими облаками" - это несколько не связанных между собой историй о людях, живущих на постсоветском пространстве. Этот фильм – один из последних российско-украинских совместных проектов. В создании картины также принимала участие Польша. Режиссёру кажется, что его новая лента вызовет интерес и споры.
"Нас будут упрекать с разных сторон. Одни, что мы недостаточно традиционны, другие, что слишком традиционны. - говорит Алексей Герман-младший. - Я повторяю, что мы старались, не транслируя наше ощущение, наши мысли о мире. Сейчас все сложное и неоднозначное вызывает истерию, и мы будем вызывать. Но мы двигались в сторону классического русского романа с вечными вопросами: кто мы, что я, зачем я".
В основном конкурсе Берлинского кинофестиваля представлено 18 фильмов, среди них - новые картины Теренса Малика, Питера Гринуэя, Вернера Херцога и любимца Берлинале Джафара Панахи. Состав серьезный, считают кинокритики, и от прогнозов пока воздерживаются. Но уже известно, что одну награду русские из Берлина точно увезут. Престижную "Серебряную камеру" за вклад в кинематограф получит Наум Клейман, киновед и бывший директор Музея кино в Москве.
Читайте также:
Наум Клейман удостоен награды кинофестиваля "Камера Берлинале"