Снайпер сходства Анатолий Яр-Кравченко
Анатолий Яр-Кравченко, известный советский график-портретист, оставил более тысячи живописных полотен и рисунков. Многие хорошо известны людям старшего поколения. В середине прошлого века портреты Яр-Кравченко печатали в советских учебниках, на открытках и почтовых конвертах. Кстати, писать художник предпочитал с натуры, а работать ему приходилось с весьма непростыми людьми. Блестящий рисовальщик, он создал портреты Иосифа Сталина, Юрия Гагарина, Германа Титова. Фронтовые рисунки Яр-Кравченко бережно хранит семья мастера.
Созданные Анатолием Яр-Кравченко портреты русских писателей – Горького и Маяковского – стали хрестоматийными, без них не обходились школьные учебники. Портрет Николая Островского оказался и вовсе уникальным – единственным прижизненным. Художник написал более 300 портретов литераторов. Своей двойной фамилией обязан одному из них – своему другу, поэту Николаю Клюеву.
Художник по текстилю, внучка Анатолия Яр-Кравченко Елизавета Талавира рассказывает: "Ввиду того, что он был такой основательный человек, ему придумали яр – высота, светоносность. Он светил, такой светящий был. И ему придумали Яр-Кравченко".
Первым подписанным этим именем стал есенинский портрет. Великая Отечественная война резко изменила тематику картин художника. В 1941году он ушел добровольцем на фронт, служил стрелком-радистом на бомбардировщиках, оборонявших Ленинград. В свободное от полетов время писал портреты героев-летчиков. Особенно отмечая тех, на чьем счету было не меньше пяти сбитых самолетов. Его студией был аэродром, а мольбертом – офицерский планшет.
"Был случай, - рассказывает дочь Яр-Кравченко, график и художник по текстилю Наталья Талавира, - когда он рисовал одного из летчиков, в это время налет на аэродром, и этот летчик прикрыл папу. Налет закончился, и папа говорит: "Слушай, тяжело ведь". В это время кровь капнула. Летчик погиб, расписавшись кровью на портрете, который делал папа".
Эти работы составили альбом "Борьба за Ленинград. Летчики", изданный в годы блокады. Потомки Яр-Кравченко бережно хранят все его рисунки. Наталья Анатольевна – сама художник, она профессионально оценивает работы отца.
"Портрет мамы сделан в технике, в манере эпохи Возрождения, - рассказывает Наталья Анатольевна, - трех карандашей: сангина, уголь и мелок. Папа не говорил "белый карандаш", он говорил "мелок". Иногда я посмотрю, кажется, что мама не довольна, а иногда кажется, что легкая тень улыбки".
Портретист должен быть хорошим психологом, говорил Анатолий Яр-Кравченко и подтверждал это каждым портретом. Эту истину он унаследовал от своего учителя – Исаака Бродского, который в свою очередь учился у Ильи Репина.
Графика "снайпера сходства", как называли современники Анатолия Яр-Кравченко, хранится в Эрмитаже и Русском музее. Это уже не просто рисунки, а документы своего времени.