Сегодня представят обновленную Галерею искусств стран Европы и Америки

16 февраля 2015 10:05
Связать шедевры воедино помогло и новое цветовое решение. Раньше все залы были выкрашены в разные цвета, сейчас дизайнеры выбрали один – жемчужно-серый. Оттенок очень выигрышный для полотен: он хорошо взаимодействует с освещением, не отвлекает зрителя. На его фоне, как здесь говорят, "цвета могут высказаться в полный голос".

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет презентация обновленной Галереи искусств стран Европы и Америки XIX - ХХ веков. Созданная в 2006 году, она с тех пор практически не менялась. Теперь же в галерее, пользуясь театральным языком, новая сценография – начиная с цвета стен и заканчивая размещением полотен. 

Ренуар, Роден, Дега, Гоген, Матисс – богатейшее собрание двух великих русских коллекционеров и меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь эти шедевры ГМИИ смотрятся и их смотрят по-новому. Всю коллекцию, которая размещается на втором и третьем этажах галереи сделали более цельной, ёмкой и концентрированной. Следовали исторической логике, то есть начинается всё с Гойи, Энгра, Коро. Но многие работы объединили по тематике, например, виды парижских улиц или по направлению в живописи – символизм. 

Алексей Петухов, куратор новой экспозиции импрессионистов в ГМИИ имени Пушкина, рассказывает: "Вот зал, посвященный художникам, входившим в группу "Наби" в начале ХХ столетия, выступившим декораторами московского дома Ивана Абрамовича Морозова – Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуарда Вюйяр. Вещи из его коллекции  объединились целостно, и зал выглядит теперь гармоничным".

Связать шедевры воедино помогло и новое цветовое решение. Раньше все залы были выкрашены в разные цвета, сейчас дизайнеры выбрали один – жемчужно-серый. Оттенок очень выигрышный для полотен: он хорошо взаимодействует с освещением, не отвлекает зрителя. На его фоне, как здесь говорят, "цвета могут высказаться в полный голос".

Впервые коллекция этой галереи размещена по монографическому принципу, то есть картины каждого значительного художника висят в своём, отдельном зале. Зал Клода Моне переходит в зал Поля Сезанна, который в свою очередь ведет к Ван Гогу. Именно такой прием построения использовали когда-то сами Щукин и Морозов. Некоторые работы, например, картины Гогена в дубовой столовой у Сергея Щукина висели так близко, что гости называли это гогеновским иконостасом. Коллекции меценатов легли в основу Музея нового западного искусства, который был расформирован в 1948 году. Часть шедевров передали тогда в Музей изобразительных искусств, но выставлять их было нельзя.

"Они были "формалистическими", "враждебными", "буржуазными", и более ли менее их стало возможным выставлять только к середине 50-х годов", - отмечает Алексей Петухов.  

То, как картины теснились в двух залах основного здания музея, видно на старых архивных фотографиях. В 1974  году экспозицию включили в маршрут по мировому искусству, и она стала занимать уже шесть залов. В 2006 переехала в отдельное здание, но, как выясняется, этот адрес тоже временный. В музейном городке, о котором давно мечтает ГМИИ под экспозицию будет отдана усадьба Голицыных, где многие годы размещался Институт философии.

"Благодаря появлению залов Института философии наше пространство экспозиционное практически удвоится, - рассказывает Сурия Садекова, заведующая отделом по связям с общественностью ГМИИ им. Пушкина, - потому что здесь мы приобретаем ещё три тысячи квадратных метров экспозиции. Таким образом, все произведения, которые выставлены в галерее будут не столь сконцентрированы, мы сможем достать много вещей, которые хранятся в запасниках".

Масштабные планы осуществятся не раньше, чем через четыре года, а пока сделано всё, чтобы в течение этих лет любоваться картинами любимых мастеров в ГМИИ было одно удовольствие.

Новости культуры