Портрет имама Шамиля пополнил фонды музея "Тарханы"

17 января 2013 15:01
Необычный портрет имама Чечни и Дагестана Шамиля, некогда возглавлявшего на Кавказе борьбу местных жителей с войсками императорской России, пополнил фонды Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы".

Необычный портрет имама Чечни и Дагестана Шамиля, некогда возглавлявшего на Кавказе борьбу местных жителей с войсками императорской России, пополнил фонды Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы". По словам главного хранителя музея Веры Ульяновой, замечательная по художественным достоинствам и редкости литография любопытна прежде всего тем, что помогает достовернее и интереснее рассказать о поэте и его эпохе.

Михаил Лермонтов был храбрым офицером. Во время службы на Кавказе в действующей армии поэт участвовал в кровопролитных сражениях и опасных походах в Чечню. "Организатором борьбы горских народов против царских войск и местных князей в это время был Шамиль, - отметила Вера Ульянова. - Широко известны портреты чеченского предводителя, но не лермонтовского времени, а более поздние. На них изображен уже плененный и покорившийся Шамиль".

В фонды музея удалось заполучить портрет Шамиля художника Зотта, литограф Падринелли, отпечатанный в Милане в 1840 году. На нем знаменитый вождь, грозный объединитель кавказских племен изображен с гордо поднятой головой, в национальном костюме и шапке, с эполетами, серебряными газырями - именно таким, каким знал его поэт. Это о нем в 1840 году Лермонтов писал своему другу Лопухину: "Завтра я еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню, брать пророка Шамиля".

Однако пленили Шамиля лишь 20 лет спустя. Позже, обращаясь к кавказским горцам, их бывший предводитель скажет: "Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая одни несчастья. Оказывается, покой можно найти только в мирной жизни и не только здесь, в России, но и там, в горах. В отношениях с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния перетянут в сторону добра".

ИТАР-ТАСС