Мир оптических иллюзий в галерее на Солянке

04 апреля 2014 09:43
Начала работу выставка-диалог, выполненная в современном формате экспериментальной лаборатории. Она объединяет оптические приборы конца XIX – первой половины XX века, игрушки и аттракционы, созданные в до-кинематографическую эпоху.

Целый мир оптических иллюзий расположился в галерее на Солянке. Там начала работу выставка-диалог, выполненная в современном формате экспериментальной лаборатории. Она объединяет оптические приборы конца XIX – первой половины XX века, игрушки и аттракционы, созданные в до-кинематографическую эпоху. Некоторые экспонаты можно трогать руками и самостоятельно проверять их возможности. С диковинками из фондов Политехнического музея познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

Закрутят, завертят, закружат – все, чтобы обмануть наше зрение и вызвать несуществующие образы. В этом искусство зрительных иллюзий или оп-арт. Оптическая игрушка зоетроп использует способность глаза соединять воедино быстро сменяющиеся картинки. Человечки замерли на месте – но стоит только повернуть колесо…

«Впервые публике он был представлен в конце XIX века французским ученым Морэем, в том зоетропе летала птица», – поясняет научный консультант выставки Федор Михайлов.

Еще один в веренице приборов, которые способствовали развитию кино – праксиноскоп. Здесь просмотру изображений уже ничего не мешает, непрозрачные промежутки сменились зеркальными гранями.

Экспонаты из фонда политехнического музея на выставке позволяют проследить эволюцию оптических устройств. Так называемый « волшебный фонарь» – прообраз современного проектора. В XIX веке его любили использовать на ярмарках, уличных представлениях. Своеобразным экраном для проекции служил не белый фон стены, а туман и даже дым.

«Представляете себе эффект, когда происходит взрыв на площади, поднимаются клубы дыма и жители города, XIX век – это вполне себе образованные люди, но они видят удивительный эффект: на этих клубах дыма возникает изображение», – говорит заместитель директора Фонда развития Политехнического музея, сокуратор выставки Наталья Сергиевская.

Один из самых старых способов игры со светом – театр теней, телескопы, карманные аттракционы, всевозможные приборы, построенные на зрительных иллюзиях, которые способствовали зарождению кинематографа, анимации.

«Самый простой и одновременно самый сложный оптический прибор – это наш глаз. – говорит диреткр проекта Екатерина Мочалина. – Мы видим самые разные вещи совершенно по-разному, и это порой нас изумляет».

В другом зале зрителям предлагают оптические иллюзии испытать на себе, получить необычный опыт. Например, чтобы разглядеть работы в жанре микроарта, подвешенные под самым потолком нужно воспользоваться подзорной трубой.

Зрители, пришедшие на выставку, оказываются главными героями экспозиции – они могут сами создать оптические иллюзии. На самый необычный прибор объявят конкурс.

Новости культуры