«Густав Малер и его время». За инструментом - Питер Донохоу

04 апреля 2014 15:53
В 1910 году в Нью-Йорке состоялось фантастическое выступление двух гениев. Сергей Рахманинов исполнял собственный Третий концерт, а дирижировал им Густав Малер. Спустя более 100 лет гении великих музыкантов снова встретились на одной сцене. Их сочинения исполнили Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского и британский пианист Питер Донохоу.

В 1910 году в Нью-Йорке состоялось фантастическое выступление двух гениев. Сергей Рахманинов исполнял собственный Третий концерт, а дирижировал им Густав Малер. Спустя более 100 лет гении великих музыкантов снова встретились на одной сцене. Их сочинения исполнили Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского и британский пианист Питер Донохоу. Концерт в Большом зале столичной консерватории прошел в рамках цикла «Густав Малер и его время». Рассказывают «Новости культуры»

Имя Питера Донохоу прочно ассоциируется с Третьим фортепианным концертом Рахманинова, именно с этим сочинением он взял вторую премию на Конкурсе Чайковского. С тех пор объездил с ним весь мир. На этом концерте себе не изменил: вновь исполнил его, правда, с другим коллективом.

Эту тему знает каждый. Всего четыре ноты, но столько модификаций и глубины. Не концерт - настоящий монолог лирического героя. Правда, только в России, уверен Донохоу, его понимают по-настоящему, каждый здесь с уверенностью может сказать, да, это история и про меня.

«Вы знаете, я исполнял его и в Англии, Франции, Америке. Но, когда я приезжаю в Москву и играю с русскими коллективами, то это совершенно другое ощущение и звучание. Оно ни хуже, ни лучше. Вообще к этой музыке довольно предвзятый подход, этот концерт – не шоу с блестящей техникой, это - глубокое проникновение в душу каждого», - объясняет пианист Питер Донохоу.

И каждый раз это проникновение будет иным, стоит чуть-чуть изменить пропорции. Правда – в этом тандеме – дирижера Валерия Полянского и пианиста Питера Донохоу – рецепт проверен годами. Так же, как и в другом сочинении, уже с другими солистами – «Песнях об умерших детях» Малера. Оно – камень преткновения для многих, ведь каждый на этой сцене рассказывает о самом страшном, что может быть, – смерти детей.

Суеверия – причина того, что это сочинение редко исполняется. Спустя три года после создания у самого композитора не стало старшей дочери; женщинам особенно трудно воспринимать это. Но скидок на содержание Валерий Полянский не делал, тщательно подбирал солистов – в итоге ими стали меццо сопрано - Людмила Кузнецова и тенор Большого – Всеволод Гривнов.

«Во-первых, очень сложно подобрать певцов, для них – это очень трудная и большая работа, это большая работа для оркестра и для меня. Оно очень мрачное, тяжелое, 6-ая часть – здесь, как в тексте: "Каждый год будет приходить весна, но уже это будет без нас"», - говорит Валерий Полянский.

В этом сочинении многое зависит от дирижера. Он должен не только владеть собой: не поддаваться общей панике, мрачным мыслям, не бояться тематики, но и вселять уверенность в других, что в полной мере и продемонстрировал Валерий Полянский.

Новости культуры