Номинант на «Золотую маску» - Воронежский Камерный театр

08 апреля 2014 16:45
В Москве продолжаются показы номинантов премии «Золотая маска». Его «Дядюшкин сон» в 2001-м открыл московской публике воронежскую труппу.

В Москве продолжаются показы номинантов премии «Золотая маска». Воронежский Камерный театр представил спектакль «14 красных избушек» по пьесе Андрея Платонова в постановке Михаила Бычкова. Его «Дядюшкин сон» в 2001-м открыл московской публике воронежскую труппу. В этом году на «Золотую маску» воронежцы претендуют сразу в трех номинациях. Рассказывают «Новости культуры».

Приезд на «Золотую маску» воронежского театра давно стал традицией. С фестивалем они – ровесники. Ровно 20 лет назад Михаил Бычков – тогда главный режиссер ТЮЗа – приехал из Москвы в Воронеж создавать этот камерный театр. С тех пор он – неотъемлемая часть города и региона. Также, как ещё одно детище Бычкова – Международный Платоновский фестиваль искусств. Главное событие прошлогоднего – эти «14 красных избушек» по пьесе их земляка Андрея Платонова. Не просто из уважения к классику режиссер выбрал эту, как он говорит, «душераздирающую сказку».

«Мы с вами – это колхоз "14 красных избушек", а вокруг нас какой-то другой мир. Не будем называть его цивилизованным, европейским, империалистическим, каким-то ещё. Мы отдельный колхоз теперь. И в этом колхозе есть удивительная смесь трогательных, искренних, красивых каких-то вещей и очень страшных», - объясняет режиссер Михаил Бычков.

Что и как творится в этом колхозе, приехал выведать Эдвард Иоганн Луи Хоз. По Платонову, ему 101 год, и он - «председатель Комиссии Лиги Наций по разрешению мировой экономической и прочей загадки».

Фрагмент спектакля: «Где у вас здесь социализм? Предъявите мне его сейчас же. Меня раздражает капитализм».

Но за алыми воздушными шарами и роскошными томатами в банках он увидит голую правду коммунизма. Красный цвет в этих избушках не украшает – настораживает. Это боль и тревога. Жители здесь страдают. И не только физически – от голода, но и нравственно.

Фрагмент спектакля: «Я в Бога верить хочу! Ксюша! Бога нет нигде! Мы одни с тобой будем горевать».

Связка томов Горького – свидетельство времени. Реконструировать 30-е годы XX века здесь не собирались. Главную метафору и сущность спектакля подсказала география колхоза у Платонова – берег Каспийского моря. Песок. Он не только отсчитывает время, обозначает – то грудное молоко, то кровь, то воду, то еду. Им посыпают, посвящают, карают. Художник спектакля Николай Симонов – тоже претендент на «Золотую Маску». Придумал и эти декорации из металла. «Цинк вошел в нашу историю вместе с кровью. Все эти истории про груз200, цинковые гробы, морги. Я к тому, что в самой истории люди запирают себя, отрезая полностью от мира. Всё это коллективное сознание, в котором существуют эти персонажи, оно их убивает», - считает заслуженный художник России Николай Симонов.

По Платонову старик Иоганн в ужасе бежит из красных избушек. А герои спектакля в финале ждут парус на горизонте и надеются только на лучшее.

 

Новости культуры