Выставка работ выдающегося театрального художника Фёдора Федоровского открылась в Третьяковской галерее

09 апреля 2014 09:49
С его именем связано создание в театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и других цехов.

В государственной Третьяковской галерее открылась новая экспозиция, подготовленная совместно с музеем Большого театра и Бахрушинским театральным музеем. Она называется «Фёдор Федоровский. Легенда Большого театра». Легенда – это выдающийся художник оформитель, сценограф, живописец, ученик Коровина, Врубеля, Шехтеля. А ещё с его именем связано создание в театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и других цехов. Рассказывают «Новости культуры».

Декорации к опере «Кармен» – с них начинается выставка – это первые театральные шаги выпускника Строгановскокого училища Федора Федоровского, его он окончил с отличием в 1907-м. Тогда молодой человек выиграл конкурс на лучшие декорации к опере Кармен в московском Оперном театре Зимина. Здесь он проработает десятилетие и приобретет известность. После революции 17-го свою профессиональную жизнь – более чем на 30 лет Федоровский свяжет с главным театром страны – Большим. И снова первой работой станет «Кармен».

«”Кармен”, как ее представил Федоровскй, так ее не представлял никто и никогда, – говорит куратор выставки Марина Лисаковская. – Эта опера из довольно мрачноватой драмы с печальным концом превратилась в его интерпретации в совершенно какое-то феерическое действо – жизнеутверждающее, радостное, солнечное, даже эротичное».

Центр экспозиции – сценография Бориса Годунова. К этой опере Федоровский обращался несколько раз. Впервые – в 1927-м. Декорации, пока еще плоские, в авангардном стиле. В 48-м, 20 лет спустя, они более натуралистичные.

«Он был новатором именно в объемных декорациях, – отсечает главный хранитель Музея Большого театра Екатрина Чуракова. – Потому что, как ученик Коровина, он продолжал живописную тему на сцене, что привнес Коровин в свое время, он пошел дальше. Те объемы, которые ближе к зрителю, он действительно выстраивал – выстраивал часть дома, объемное дерево, часть церкви».

Федоровский до мельчайших подробностей и деталей придумывал не только эскизы декораций, но и костюмов. Он лично выбирал ткань и иногда сам конструировал одежду.

Используя настоящую парчу для костюмов, Федоровский при этом применял театральные методы: роспись по ткани, аппликацию, тонировку и вышивку шнуром. Это помогало усилить и подчеркнуть характер персонажа.

Одно из последних произведений сталинского ампира – занавес Большого театра – тоже творенье Федоровского. Над ним художник работал почти десятилетие. На выставке представлен фрагмент ткани – это образец орнамента. Создавая сложный масштабный рисунок, мастер использовал всего пять цветов. Шестым можно назвать золото этой нити.

«Мы, конечно, мечтали показать полностью весь занавес, потому что он совершенно другой эффект дает, – говорит Екатерина Чуракова. – это огромное полотнище высотой около 20 метров, но к сожалению одна половина весит около пятисот килограммов и здесь это показать невозможно».

Также невозможно показать все, что создано художником. На выставке лишь малая часть-150 экспонатов. Наиболее яркие и значимые. Каждое - отдельное произведение искусства.

Читайте также:
Третьяковская галерея представляет выставку Федора Федоровского>>>

Новости культуры