Спектакль Малого драматического театра претендует на «Золотую маску» в семи номинациях
В Москве продолжаются показы фестиваля «Золотая маска». Спектакль Малого драматического театра – Театра Европы - «Коварство и любовь» критики называют одним из самых сильных высказываний Льва Додина последних лет. Постановка претендует на премию сразу в семи номинациях. Рассказывают «Новости культуры».
«Коварство и любовь» Малого драматического в Москве уже видели в октябре 2013-го. Однако за это время спектакль раздышался и набрал силу. Особенно это, конечно, относится к актерским работам. Неслучайно из 7 номинаций на «Золотую маску» – 4 актерские. Игорь Иванов номинируется за одну из главных отрицательных ролей – Президента фон Вальтера, стремящегося организовать брак своего сына Фердинанда с влиятельной фавориткой герцога леди Мильфорд, дабы укрепить собственную власть. Более 30 лет назад вместе с тем же Додиным Иванов уже репетировал «Коварство и любовь», тогда играл как раз молодого Фердинанда. Тогда спектакль не случился. Теперь же, освоив роль отца, опытный актер признается: диапазон человеческой мерзости буквально заворожил и даже обескуражил.
«Это такое прикосновение к страшной логике, которой я никогда не играл. Для меня это интересно. И еще, в связи с происходящим в жизни, познаваемым, открываемым, с тем, что сейчас происходит, потому что на этом заостряешь свое внимание, и, оказывается, далеко не все еще я играю, что можно сделать в этой роли президента», - говорит народный артист России Игорь Иванов.
Молодежь труппы поначалу пьесу не оценила, испугались тяжелой немецкой классики. То, что как раз эти работы будут претендовать на «Золотую маску», не могли и представить. Данила Козловский номинирован за роль молодого влюбленного Фердинанда.
«Мне пьеса не понравилась, Шиллер не нуждается в моей адвокатуре, но мне показалась она многословной, очень сложной, ну, скажем, виньеточной, с огромным количеством слов, кружев и всего-всего. И я поделился этим. На что мне Лев Абрамович сказал: «Ну, давайте посмотрим. Мне кажется, я сумею Вас убедить в обратном». Через три репетиции я подошел и извинился перед Львом Абрамовичем за свою не самую умную оценку великого произведения», - признается актер Данила Козловский.
Об актуальности пьесы Лев Додин позаботился в свойственной ему манере. Сократил исторические бытовые детали, сместил акценты, и вот уже лейтмотив – современнее некуда: девальвация слов, клятв, обещаний у тех, в чьих руках власть и судьбы. Влюбленные молодые люди – Фердинанд – сын президента и Луиза, дочь музыканта, пали жертвой «государственных интересов». Их не хотели убивать, просто недооценили человеческий фактор: есть люди, для которых клятва – святое. Как ни обольщает прекрасная леди Мильфорд пылкого Фердинанда – Ксения Раппопорт в этой роли необычайно убедительна и тоже номинирована на Маску, - юноша остается верен своей возлюбленной. Луиза же - Елизаветы Боярской – еще одна номинантка на Маску – от шиллеровской отличается значительно.
«Она не голубая героиня - нежная, трепетная, ранимая, честная, открытая, и т.д. Наверное, она больше похожа на современную 16-летнюю девушку, которая уже знает себе цену, и которая знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми способами, но только честными, потому что она человек верующий и немка, что немаловажно», - объясняет актриса Елизавета Боярская.
В легком лаконичном черно-белом пространстве, созданным сценографом Александром Боровским, – еще одна потенциальная Маска, – философские размышления о противопоставлении человеческих чувств и общества, о любви и коварстве – звучат пугающе очевидно. Видимо, отсюда – еще две номинации: за лучший спектакль в драме и лучшую режиссерскую работу.
Новости культуры