В Москве выступил Люксембургский филармонический оркестр
В Россию после 10-летнего перерыва, всего только для двух концертов приехал Люксембургский филармонический оркестр. Это прославленный коллектив, он основан в 1933 году. Мировая война внесла коррективы в деятельность оркестра, который фактически прекратил существование. Но 45-м он возродился. А в 96-м один из лучших коллективов в Европе, получил статус государственного. Концерт прошёл в зале имени Чайковского. Рассказывают «Новости культуры».
Если бы за многонациональность вписывали в книгу рекордов Гинесса, то этот оркестр, возможно, попал бы туда первым. Здесь музыканты из Америки, Кореи, Японии, Франции, Великобритании – всего 20 национальностей.
«Да, можно сказать, что наш оркестр – мультинациональный, – говорит виолончелист Нил Браун. – Я из Великобритании, а вот дирижер, наш руководитель Эммануэль Кривин – француз, поэтому чаще мы исполняем французскую музыку: Равель, Дебюсси и реже – британскую»
Из России музыкантов меньше всего. Что компенсируется выступлениями с русскими солистами и дирижёрами. Маэстро Василий Синайский – в этот вечер буквально спас выступление коллектива, в последний момент согласился заменить руководителя оркестра Эммануэля Кривина. Выступает не в тягость – а в радость, с этим оркестром – уже 20 лет.
«Знамениты по всей Европе, очень хорошо играют французскую музыку и немецкую, так как Люксембург – такая страна интернациональная, – говорит Василий Синайский. – У них удивительная смесь легкого французского звучания с хорошей академической ноткой».
Смена дирижеров привела и к изменению в программе. Василий Синайский не смог оставить её в первозданном виде. Добавил славянские мотивы – 8-ю симфонию Дворжака к сочинениям Шопена и Штрауса.
Не концерт – камерная пьеса, говорят о 2-м фортепианном концерте Шопена. Но только по форме; по содержанию – размах отнюдь не камерный.
Этот концерт играют с Николаем Луганским – много лет. Играл с разными коллективами и дирижерами; каждое новое прочтение – помогает приблизиться к его содержанию.
«Здесь оркестр играет подчиненную роль, это два единственных оркестра Шопена, здесь фортепианная партия намного важнее по-музыкантски, что делает задачу оркестра и дирижера невероятно сложной», – отмечает Николай Луганский.
Эта музыка – почти биографическая история композитора о любви. Той, о которой он не сказал своему идеалу – ни слова. Зато посвятил ей концерт, в котором сказано больше, чем могут выразить просто слова.
Новости культуры