От черного квадрата – к белому холсту
В Центральном Манеже накануне произошло событие, которым обозначается официальное открытие Года культуры «Россия – Великобритания». Питер Гринуэй, режиссёр, художник и писатель и его супруга, режиссёр Саския Боддеке первыми демонстрировали хитросплетенье двух культур. Их грандиозная мультимедийная инсталляция называется «Золотой век русского авангарда». По уверению авторов, они пытаются разобраться с социополитическим контекстом этого направления и показать главные шедевры. Публика увидит неожиданное прочтение некоторых шедевров, например, возведение чёрного квадрата в куб. Рассказывают «Новости культуры».
На открытии проекта – всё внимание авторам. Питер Гринуэй и Саския Боддеке даже просят журналистов подождать с вопросами – сперва осмотреться. Они в чёрном кубе, площадью пять тысяч квадратных метров – это же та самая точка в искусстве, поставленная в прошлом веке Казимиром Малевичем. Полотно - основная метафора экспозиции. Чёрные квадраты везде – на полу, между экранами, в них. Зритель словно входит внутрь именитой картины, изучая её глубины, то, что могло бы быть в них. На 18ти огромных экранах – произведения русского авангарда, его яркие представители. Эпоха, какой была и могла бы быть, сплетённая в настоящий симбиоз кинематографа и живописи, анимации и тридэ технологий.
Конечно, инсталляцию Гринуэя и Боддеке нужно видеть своими глазами. Едва ли даже самые современные камеры смогут передать весь этот масштаб. Не говоря уже об ощущении.
Ермолаева, Кандинский, Мейерхольд… Всего двенадцать художников: живописцев, режиссёров, поэтов, муз. Их монологи, диалоги, многоголосье. Где ты не просто зритель, кажется, участник. Выдержки из писем, фразы, произнесённые на публике, факты биографии – порой сведённые воедино и есть их прямая речь. Питер Гринуэй и Саския Боддеке ничего специально не писали – Маяковский.
«Мы не написали для него ни одного слова, – поясняет Саския Боддеке. – Если не считать фразу Брехта: “Искусство – это не зеркало, отражающее реальность, а молот, её формирующий”. В остальном мы использовали поэзию Маяковского, и он не произносит практически ничего, кроме неё».
Отчего же такое внимание Маяковскому? Питер Гринуэй как всегда даёт неожиданный ответ: «Вы знаете, что сегодня годовщина того самого дня, когда Маяковский совершил самоубийство. Давайте отметим?»
Не раз заявлявший о смерти кино Питер Гринуэй погружает зрителя, кажется, в его новую форму.
«Это кино в пространстве, кино во времени, кино, которое полифонично, которое вмещает в себя архитектонику пространства, визуальные образы, звуковые посылы, световые», – отмечает куратор проекта Ольга Шишко.
Целый коллаж, охватывающий 20 лет. Начало пути – у художников костюмы яркие, всё более блеклые – после.
Авторы этого «Золотого века русского авангарда» говорят, что и на реальном чёрном квадрате Малевича, который находится в Третьяковской галерее, время оставляет свой след в виде трещин. Здесь же от него отлетают чёрные кусочки краски, пока холст не станет белым. С убеждением, что всё в жизни циклично, конечно, можно не соглашаться, но это мультимедийная выставка – петля, где путешествие начинается вновь и вновь.
Читайте также:
Питер Гринуэй открывает в Москве выставку "Золотой век русского авангарда">>>
Новости культуры