Филипп Григорьян рассказал "Женитьбу" как персональную историю
В Театре Наций представили премьеру спектакля "Женитьба" по одноимённой пьесе Николая Гоголя. О своей постановке режиссёр Филипп Григорьян сказал, что она про невозможность сопротивляться стереотипам на пути к ответам на главные вопросы, что в спектакле помимо классического текста Гоголя есть ещё один – невербальный текст.
Впервые гоголевскую "Женитьбу" на сцене увидели в Петербурге в конце 1842 года, через несколько месяцев и в Москве. Ни там, ни там зритель в восторге не был. Это при том, что в Александринском играл Мартынов, а в Малом - Щепкин. Пьеса опередила своё время, объяснили критики. Сейчас произведение, над которым классик трудился почти десять лет, одно из любимых режиссёрами и зрителями. Его можно найти в афишах, по меньшей мере, 5 столичных театров. В Театре Наций интригуют - спектакль Филиппа Григорьяна не похож ни на одну из знакомых версий.
Кажется, фразу из пьесы "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча" Григорьян воспринял как руководство к действию. Взяв текст Гоголя в чистом виде и прибавив к нему приметы современности – омоновцев, наркотики всех видов да кастрюли на головах, щедро сдобрил всё неотъемлемыми атрибутами гламура и определил жанр действа как "токсичный китч".
"У меня было понимание, что это будет достаточно токсичное что-то, - говорит Филипп Григорьян. - Это персональная история, женитьба в алхимическом смысле. Когда я нахожу себя".
Поэтому главный герой Подколёсин у Григорьяна и художника по костюмам Гали Солодовниковой внешне напоминает объект химического эксперимента. Неестественная розовость должна говорить о кукольности персонажа, которого отменно воплотил на сцене Максим Виторган. Хотя он признался, что замысел режиссёра дался ему нелегко.
"Он заходит с другой стороны, с другой двери, - говорит Виторган, - он мыслит картинками, какими-то композициями. И мне, как человеку, не привыкшему работать таким способом, таким образом, в какой-то момент было достаточно непросто".
В невесты герою Григорьян выбрал блиставшую в "Левиафане" актрису Анну Уколову, а роль свахи отдал Ксении Собчак.
"Пьеса Гоголя уже так далеко, что эти люди, они как-будто с другой планеты, - поясняет театральный обозреватель Марина Райкина. - Григорьяну и Солодовниковой удалось создать визуальный образ людей с той планеты, которую мы не знали и уже вряд ли узнаем. Прекрасный совершенно язык Гоголя сохранён, который тоже уходит".
Остаётся ряд визуальный, яркий, будто балансирующий на грани галлюцинации и мультфильма для взрослых. Не покидает чувство, что если бы Гоголь писал "Женитьбу" сегодня, облёк бы её в мягкий переплёт комикса.