100-летие со дня рождения Бенджамина Бриттена отметили в Москве

03 апреля 2013 11:49
Минувшим вечером в Москве, в Колонном зале играл Английский камерный оркестр. Выступление посвятили 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена. Выдающийся британский композитор XX века лично покровительствовал коллективу и оказал немалое влияние на его манеру.

«Последний по очерёдности, но не по значению» - эта английская поговорка как будто специально придумана для того, чтобы характеризовать заключительный концерт IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Минувшим вечером в Москве, в Колонном зале играл Английский камерный оркестр. В своей, камерной категории он лидирует и по количеству студийных записей, и по числу стран, в которых проходили его гастроли. «Безупречное чувство стиля», «Игра на все времена», «восхитительно яркие работы», - это все о нем сказано. Московское выступление посвятили 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена. Выдающийся британский композитор XX века лично покровительствовал коллективу и оказал немалое влияние на его манеру. Рассказывают «Новости культуры».

Выдающегося британского композитора, дирижера и пианиста барона Бриттена Мстислав Ростропович называл просто – Бенджик. Любил слушать запись их совместного исполнения сонаты «Арпеджионе» Шуберта. Но еще больше – принимать Бриттена у себя.

«Я еще маленькая девочка была и очень хорошо помню его и Питера Пирса, – рассказывает художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович. – Они приезжали к нам на дачу. Были случаи, когда он просто с Питером Пирсом садились за рояль, вечерами играли и пели Шуберта».

А вот любимым композитором самого Бенджамена Бриттена был Моцарт. Потому Английский камерный оркестр начинает концерт с увертюры из оперы «Дон Жуан». Бриттен – яркая страница в истории коллектива: он не просто стоял за пультом оркестра, но и доверял ему премьеры своих произведений.

Сегодня покровитель English Camber Orchestra – принц Уэльский. Коллектив с самой обширной в мире дискографией не раз записывал саундтреки к известным фильмам – к «Гордости и предубеждению» и даже к «Бондиане». Сегодня Английским камерным руководит Пол Уоткинс. Дирижер вспоминает, как познакомился с Ростроповичем во время его концертов с Лондонским симфоническим. Маэстро даже мастер-класс оркестру давал на его – Пола Уоткинса – виолончели.

«Ростропович – это супермен среди виолончелистов, – считает Пол Уоткинс. – Мое мнение разделяли многие великие музыканты. Ростропович – это невероятное качество исполнения! Недаром же столько произведений посвятили ему композиторы ХХ и XXI века».

Одно из приношений – «Симфония для виолончели с оркестром, опус 68» – была написана Бриттеном в 64-м. В этот вечер во время его исполнения солирует финн Арто Норас. С Ростроповичем он также был знаком лично.

«Наша дружба началась в 66-м, после конкурса Чайковского, – рассказывает виолончелист Арто Норас. – И продолжалась до самого ухода Мстислава Ростроповича. – Мы часто виделись, он останавливался у меня в Хельсинки, когда играл с Хельсинкским филармоническим оркестром или выступал на радио».

Эта дружеская атмосфера фестиваля, где нет людей непричастных к творчеству или жизни Мстислава Ростроповича, пожалуй, и отличает его от остальных музыкальных смотров. Для московской и питерской публики этот концерт – финальный аккорд. 24 апреля уже другие всемирно известные коллективы и солисты продолжат музыкальный марафон в Оренбурге.

Новости культуры