В столичной галерее "Ковчег" открылась выставка "Павел Никонов. Тогда и теперь"
Работы Павла Никонова давно уже заняли место в российских музеях и учебниках по искусству. Мастер стоял у истоков так называемого «сурового стиля». Но на выставке в столичной галерее «Ковчег» представлено совсем иное творчество народного художника России. В экспозицию под названием «Тогда и теперь» включены полотна, которые ранее были лишены внимания зрителей и работы, созданные в последнее время. Рассказывают «Новости культуры».
Специально для этой выставки Павел Никонов привез из мастерской свежие работы, например, набросок автопортрета, сделанный в этом году. С произведениями последних лет соседствуют такие значимые для самого мастера натюрморты, написанные в 70-е. Хоть основное пространство отдано деревенской тематике, художник говорит, что теперь эта линия для него не так уж актуальна.
«Мне так кажется, что тема деревни меня уже исчерпана, – признается художник. – Мне хочется найти какое-то другое пространство, где я мог выразиться, пространство деревни настолько для меня знакомо, настолько боится попасть в повтор, в само тиражирование».
Тридцать лет назад художник купил дом в селе Алексино в Тверской области и устроил там мастерскую.
Тем не менее, его полотна, отражающие деревенский уклад жизни, так полюбились публике, что многие пришли на выставку только из-за них. Даже для поклонников творчества Никонова сюрпризом стали картины небольшого формата, камерные, которые редко участвовали в крупных выставках. Зато теперь они – в центре внимания.
«Про таких художников, кажется, все сказано, все ясно, все понятно, – отмечает куратор выставки Сергей Сафонов. – Их творческий путь складывается из больших выставок музейных, фундаментальных экспозиций, нам хотелось показать, как его творческий путь отражается в работах, которые не всегда были на виду».
Организаторы называют выставку своеобразным примечанием к творческой биографии Павла Никонова. Кураторы подготовили сюрприз для самого мастера, включив в экспозицию семь его полотен из коллекции музея-заповедника Абрамцево, с пейзажами Средней Азии 70-х. Художник уже давно не видел эти работы, поэтому с удовольствием вспомнил аромат цветущих абрикосов и пленэры в весеннем Узбекистане.
Новости культуры