Образы Лили Брик и Веры Лендорф - на биеннале «Мода и стиль в фотографии»
В столице продолжается биеннале «Мода и стиль в фотографии», тема которой, напомним, в этом году звучит так: «Красота. Мифы и источники вдохновения». На выставках, которые открылись накануне в Мультимедиа Арт Музее, представлен едва ли не весь иллюстративный материал, которого было бы достаточно для раскрытия темы. Обе экспозиции посвящены женщинам. Об одной из них писательница Лидия Гинзбург отозвалась так: «Она значительна не блеском красоты в общепринятом смысле, но истраченными на неё страстями, поэтическим даром, отчаянием». Впрочем, то же можно сказать и о другой героине. Рассказывают «Новости культуры».
Две иконы стиля – Лиля Брик и Верушка – женщины, которых почти ничего не объединяет: ни время популярности, ни место рождения, ни типаж. Но их талант чувствовать других, быть музой на этой выставке их соединил. Верушка фон Ленсдорф, культовый персонаж в моде XX века, одна из первых, кто начал говорить на языке тела. В фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» она сыграла саму себя — фотомодель.
Графиню с русским именем Вера и псевдонимом Верушка обожали на всех подиумах мира. Ее рекорд – 11 обложек Vogue – до сих пор не превзойдён.
Она изменила само представление о работе модели. Из живого манекена, который преподносит дизайнерские платья, стала преподносить себя в этих платьях. Сегодня, в свои 74, вспоминая работу над автопортретами, Верушка учит читать между строк. Каждый образ – это шифр к ее индивидуальности.
«За всем этим стою я – просто скрываюсь. Мои любимый цикл – «Меланхолия». Отражает мое мироощущение. Ведь жизнь очень хрупка – проходит быстро, как и красота, как времена года. Это та печаль, меланхолия. На этих фото – я – такая, какая есть», – объясняет Верушка фон Ленсдорф.
Модель и героиня собственных перформансов и арт-объектов, вошедшая в мир моды на волне молодежных революций и движения хиппи, в конце 60-х Верушка стала культовой фигурой с неуловимой внешностью. Она разрабатывает направление в фотоискусстве и называет его трэш-кутюр. Первой примеряет на себя образы Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. А здесь, уже в образе себя, она с юмором пишет – эта девушка похожа на Верушку.
«Мне очень любопытно увидеть, как человек работает с этим материалом, как его архивирует. Понятно, что очень много отдано жанру фотографии, и это для меня большой урок, значит, нужно больше следить за фотографированием себя и своих объектов», - говорит дизайнер Андрей Бартемьев.
Себя как объект искусства воспринимала и муза Маяковского Лиля Брик. Ее обожали и ненавидели, но никто не был к ней равнодушен. На этих снимках она женщина-водитель. Автомобиль, красотка и пейзаж – уже потом этот сюжет растиражируют современные фотографы. Эти снимки Александр Родченко сделал по дороге из Москвы в Ленинград.
Запечатленный момент – Лиля в раздумье – ехать дальше одной или вернуться вместе с Родченко. Дорога была ужасной, машина, по словам Брик, начала чихать – в итоге серию снимков назвали «Несостоявшееся путешествие». Хотя, фотограф потом жалел об этом – ведь снимков осталось так мало.
Эта серия впервые представлена полностью – практически премьера.
«Здесь есть возможность задуматься, почему Лиля Брик, которая создавала свой стиль, которая знала все, что происходит в высокой моде во Франции, тем не менее, создавала свой стиль – стиль русского авангарда, стиль русского конструктивизма», - отмечает Ольга Свиблова.
Два противоположных женских типа – Лиля Брик и Верушка – обе грациозны и красивы. По-разному. Две выставки – два погружения в миры вечной женственности.
Новости культуры