Спектакль «Без названия» - в трех номинациях «Золотой маски»

09 апреля 2013 11:22
Если в названии спектакля значится «Без названия», то это звучит почти как «в рекламе не нуждается». Тем более, если это постановка по Чехову. И особенно, если благодаря этому спектаклю Ярославский театр имени Фёдора Волкова теперь в конкурсе «Золотой маски». Художественный руководитель театра и режиссёр постановки Евгений Марчелли считает эту пьесу, известную также как «Безотцовщина» и «Платонов», самой интересной у Чехова.

Если в названии спектакля значится «Без названия», то это звучит почти как «в рекламе не нуждается». Тем более, если это постановка по Чехову. И особенно, если благодаря этому спектаклю Ярославский театр имени Фёдора Волкова теперь в конкурсе «Золотой маски». Художественный руководитель театра и режиссёр постановки Евгений Марчелли считает эту пьесу, известную также как «Безотцовщина» и «Платонов», самой интересной у Чехова. На «Маске» она соревнуется в трёх номинациях. Рассказывают «Новости культуры». 

«Без названия» – 20 лет спустя. Когда-то Евгений Марчелли уже ставил свою любимую пьесу Чехова. С тех пор любовь к ней стала только сильней, изменился лишь взгляд на вещи. От романтического закономерно сдвинулся в сторону скепсиса и жесткой житейской мудрости. Исполнитель главной роли – Платонова – приглашенный актер – Виталий Кищенко. Сегодня он больше известен как киноартист – роли в картинах Миндадзе, Звягинцева, Зельдовича, Шахназарова. Однако 20 лет назад именно он уже примерял на себя роль в первой пробе Марчелли. Повзрослев и остепенившись, снова согласился на Платонова с удовольствием.

«Я с удовольствием вернулся к этой работе еще раз, потому что такими ролями не бросаются. Просто я не делаю уже тройное сальто, только в этом смысле», - признается актер Виталий Кищенко.

Платонов в интерпретации Марчелли – герой серии любовных конфликтов. Обыкновенный школьный учитель проживает кризис среднего возраста. Слаб, плывет по течению, саморазрушается изнутри. Рядом – жена и еще три любящих женщины. В каждой из них он ищет полноту идеала. В каждой находит лишь его часть. И вот уже роковой выстрел решает конфликт в ничью. Любовный многоугольник авторства Чехова-Марчелли оказался столь достоверным, что, как минимум, для актеров оказался источником жизненного опыта.

«Я очень человек ревнивый, и мужа своего дико ревновала. И я в общем Отелло в себе чуть-чуть подавила благодаря этому спектаклю, честно говоря. Потому что я посмотрела со стороны, когда мы это разбирали, я поняла, как это можно спокойно совершенно выносить», - рассказывает актриса Александра Чилин-Гири.

Чехов не обработанный, неоднозначный, не выверенный, не очень еще умелый, Чехов юный – дает, по мнению Марчелли, бесконечный театральный объем. Недаром каждый из трех актов спектакля решен режиссером в разных стилях. Первый – совсем аскетичный, во втором – герои – точь-в-точь наши современники, в третьем – предстают в изящных костюмах чеховской эпохи. Но все-таки не костюмы делают спектакль.

«В этой истории всего сполна: и страстей, и умиротворения, и всего-всего-всего. И что мне очень нравится в нашем спектакле, что даже при самых кипящих, бушующих страстях, не теряем мы иронии – чеховской иронии», - отмечает актриса Анастасия Светлова.

«Мы с ним работали во многих городах – и в Вильнюсе, и в Таганроге, и в Баку. Через несколько дней едем с ним в Омск. Потом этот спектакль приглашен на большие гастроли по Прибалтике. То есть у этого спектакля очень обширная фестивальная судьба. Мы им очень дорожим», - уверяет директор Ярославского театра имени Волкова Юрий Итин.

До сих пор судьба спектакля «Без названия», столь любимого труппой театра, складывается так, что чаще его можно увидеть на гастролях и фестивалях, чем в Ярославле. Вернется ли он в родной город под «Золотой маской»? Пока, конечно, интрига.

Новости культуры

Все материалы темы>>>