"Деревушка" как модель мироздания

09 апреля 2013 19:41
Легендарный спектакль театра "Гешер" вернулся в репертуар – к 65-летию государства Израиль.

Знаменитый израильский театр "Гешер" возобновил свою легендарную постановку "Деревушка" по пьесе Иешуа Соболя. Знаковый спектакль вернулся на сцену в обновленном варианте. Спектакль наиболее полно выражает главную идею театра, идею "моста" между культурами. Эта концепция поддерживается и традицией театра представлять спектакли на двух языках – иврите и русском. За чистотой главного – театрального – языка все годы с момента открытия следит художественный руководитель и главный режиссер "Гешера" Евгений Арье. Рассказывают "Новости культуры".

На площади перед театром "Гешер" вип-персоны в строгих костюмах и вечерних платьях, и тут же – в шортах и футболках  молодежь из Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы. "Гешер" в переводе означает – "мост". Сегодня мост между поколениями.

Первый раз публика увидела "Деревушку" 16 лет назад. Успех был ошеломляющим. Дюжина фестивальных побед, всеизраильская, а вскоре и мировая известность. 

"Мы прожили здесь целую жизнь. 22 года почти театру, в апреле будет 22 года. Поэтому мне кажется, что мы уже часть истории этой страны. Мы часть истории Израиля, мы часть истории этой культуры", – говорит генеральный директор театра "Гешер" Елена Крейндлина

Июль 1942, танковые колонны Роммеля достигли тогда еще не попавшей в учебники египетской деревушки Эль-Аламейн. Если англичане дрогнут, а это более чем возможно, немцы через неделю-другую будут в Палестине. И всем этим людям, жителям еврейской деревушки, придет конец. И вот они живут без оглядки на стремительно надвигающуюся бездну, влюбляются, ссорятся, сплетничают, заботятся о ближних, возделывают апельсиновый сад, умирают со смеху над лентами Чаплина, примеряют платья и ленты из той континентальной, сгинувшей в гетто и лагерях жизни. Прошлое сгорело, будущего нет. Есть лишь неподвластное времени и смерти настоящее. 

"Люди были вместе, и была понятная цель того, что они делают, ибо была чудовищная опасность на каждом шагу. Только что становилось государство, и, наверное, ну я не знаю, когда театр становится новый, вот та студийность, о которой мы говорим, это очень определенная атмосфера. И в стране была такая же атмосфера тогда", – поясняет худрук театра "Гешер" Евгений Арье

Еще один, не предусмотренный автором герой пьесы – 90-летний президент Израиля Шимон Перес. Это его деревенька, его судьба, его молодость. И он единственный из обитателей всех деревушек Эрец – Израэль той поры дожил до сегодняшнего дня. 

"Эта сцена, это поле посреди... Посмотрите, это и ложе любви, это и кладбище. И глядя на жителей деревушки, мы уже сами не понимаем, в этом ли они, или уже в потустороннем мире. И самый нормальный среди них, самый вменяемый в этом сумасшедшем доме – блаженный подросток Йоси. И он, и его герои, режиссер Арье играет с огнем. Тем огнем, который может спасти и согреть, а может сжечь и испепелить", – полагает Шимон Перес.

Земля, в истории которой все неразделимо и важно – от шатров праотца Авраама до шиферных кровель деревеньки переселенцев. 

Новости культуры