В Большом артисты из танцтеатра Пины Бауш показали свою версию "Весны Священной"

12 апреля 2013 11:13
Пина Бауш – немецкий хореограф – так сформулировала свой творческий принцип: «Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими». Именно это внутреннее движение она и постаралась передать в своей версии балета "Весна священная".

Пина Бауш – немецкий хореограф – так сформулировала свой творческий принцип: «Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими». Именно это внутреннее движение она и постаралась передать в своей версии балета «Весна священная», который в 75-м году стал настоящим шоком для публики не только в Берлине, но и в видавшем виды Париже. Сейчас балет, созданный первой фрау танцевального авангарда ХХ века – уже классика. «Весна священная» от Пины Бауш продолжила Международный фестиваль, посвященный 100-летию балета Стравинского. Рассказывают «Новости культуры».

Накануне в Большом показали самую яростную и пронзительную «Весну Священную». Именно с нее началась история Вупертальского театра танца Пины Бауш. Пина не любила журналистов, неохотно шла на интервью, не пускала на репетиции посторонних. Эта традиция осталась неизменной. Танцтеатр Вуперталя до последнего закрыт для посторонних глаз. Можно только догадываться, что происходит за кулисами Большого. Точно известно, что босые танцовщицы работают на сцене, засыпанной торфом. Его привезли в Москву из Вуперталя в специальных контейнерах.

Даже сейчас публика идет на спектакли Бауш с опаской – прогнозировать ее никогда не удается. Революционная «Весна» в 75-м встряхнула балетный мир. Тогда Бауш не сказала – прокричала о смерти, боли, самопожертвовании.

«Пина словно схватила этот нерв музыки Стравинского, – говорит художественный руководитель труппы Доминик Мерси. – Она видела и чувствовала эту силу, как никто другой. Она заставила всех принять историю, очень личную для себя… Это не просто динамика, эксцентрика, это настоящая боль, которую Пина передала в танце».

Ни одной камеры в зале. «Весна священная» остается для труппы священной до сих пор… Только короткое видео – но этот бьющий нерв танца чувствуется даже на пленке.

Пина не изменила сюжет – избранница, принесенная в жертву языческим богам, в финале рухнет не на сцену – на землю. На ней не то, что танцевать – ходить трудно. Чтобы земля стала вязкой, в контейнерах ее на сутки заливают водой.

«Когда этот балет создавался, возникла идея разбросать по сцене землю, – рассказывает руководитель театра танца Пины Бауш Эд Кортлэндт. – Чтобы мы были грязные и танцевали в таком виде. И как-то были не уверены делать это или не делать, потому что все боялись, что все из-за земли начнут кашлять, или это будет очень скользко, и все будут падать. И вот решили, в конце концов, попробовать. И прошло это идеально».

Создавая свои спектакли, Пина Бауш не оглядывалась на общепринятые нормы – она как бы отстранялась от публики, которая чаще всего испытывала шок и потрясение. Эта «Весна священная» – третья версия на фестивале в Большом, представленная вслед за Багановой и Бежаром – самая тревожная. Публика, несмотря на овации, уходила со смешанными чувствами

У хореографов и критиков эта «Весна» вызвала ностальгические чувства по прошлому.

Восемь контейнеров с торфом уже готовят для сегодняшнего спектакля. У труппы всего несколько часов, чтобы отдохнуть. И снова выйти на сцену Большого – в «Весне священной», ставшей для Пины Бауш началом взлета для нее самой и для танцтеатра Вупперталь.

Новости культуры