Продолжается Звонильная программа Пасхального фестиваля

06 мая 2014 19:29
В искусстве звонаря важна не сила, а тактичное отношение к инструменту. В Москве его демонстрируют участники Звонильной программы Пасхального фестиваля.

Согласно Уставу православной церкви, на Пасху и во все дни Пасхальной недели разрешается так называемый «целодневный звон». Это единственное время в году, когда звонить в колокола можно в небогослужебные часы. Звонильная программа, одна популярных программ Московского Пасхального фестиваля, охватывает больше семи дней, но на её участников разрешение распространяется. Сегодня корреспонденты «Новостей культуры» слушали живые звоны в Даниловом монастыре. Рассказывают «Новости культуры».

Открывать сегодняшнюю программу поручили совсем юному звонарю. Антону Богачёву всего 16 – раньше работал алтарником при храме. Признаётся, для него звонарное искусство – это всё равно, что «молитва».

«Я звоню впервые, – рассказывает Антон Богачев. – Я обычно подзваниваю там на втором колоколе, или на большом колоколе, но, собственно, не звонил»

Звонить в большой колокол – ответственность во всех смыслах тяжелая. Ведь весит он целых двенадцать тонн, рассказывает штатный звонарь Санкт-Петербургской церкви Сретения Господня.

«Далеко не в каждом храме и далеко не в каждом городе можно найти колокола такого большого веса, – поясняет звонарь Андрей Иванов. – Именно эти тяжелые “благовестники” являют фактуру и характер русского звона – вот тот основной бас, который положен в основе».

Полностью сохранившиеся – «благовестник» и другие семнадцать даниловских колоколов – вместе составляют уникальный исторический ансамбль. Благодаря нему сегодня можно услышать звучание Москвы начала ХХ века.

Только ради этого в Белокаменную со всей России и даже зарубежья съезжаются десятки виртуозов колокольного звона. Екатерина Данилова приехала на фестиваль в Даниловский монастырь специально из Германии. Шутит – фамилия обязывает. Там она сейчас работает экономистом, звонарём была в Белоруссии. Говорит, это чуть ли не единственная возможность вспомнить любимое дело. Ведь за границей в православных приходах, колоколов, почти нет. Либо только механические.

«В православной манере и православной традиции невозможно, потому что это всё автоматизировано – включается кнопочка и хаотично колокол звонит», – говорит Екатерина Данилова.

У нас же в России это единственный инструмент, который допустим в церкви. Поэтому к колоколам такое особое отношение. Тем более этот ансамбль Даниловских колоколов особенно дорог для всех звонарей России – его могло бы уже и не быть. В 30-е годы при закрытии монастыря эти колокола приобрел американский промышленник. И они 77 лет провисели в Гарвардском университете, где звонили разве что в преддверии бейсбольных матчей. И только шесть лет назад они вернулись на Родину.

Новости культуры