Первый фестивальный концерт на Vivacello

26 октября 2012 13:10
Часто можно услышать или прочесть о «Страстном голосе виолончели», а иногда вдруг о её «нежном голосе». Но это не разночтения и не метафоры. Такой диапазон характеристик объясняется тем, что виолончель – это один из немногих музыкальных инструментов, чей тембр так близок человеческому голосу. А фестиваль Vivacello - единственный в России, посвященный виолончельной музыке. Он демонстрирует возможности инструмента. 25 октября, на первом фестивальном концерте, раскрыть красоту его звучания взялись не только виолончелисты. Рассказывают «Новости культуры».

Часто можно услышать или прочесть о «Страстном голосе виолончели», а иногда вдруг о её «нежном голосе». Но это не разночтения и не метафоры. Такой диапазон характеристик объясняется тем, что виолончель – это один из немногих музыкальных инструментов, чей тембр так близок человеческому голосу. А фестиваль  Vivacello  - единственный в России, посвященный виолончельной музыке. Он демонстрирует возможности инструмента. 25 октября, на первом фестивальном концерте, раскрыть красоту его звучания взялись не только виолончелисты. Рассказывают «Новости культуры».

Несмотря на внушительные размеры, этому инструменту всё по плечу: и виртуозные пассажи, и проникновенные мелодии. Сложно представить, что когда-то, в добарочную эпоху обязанности виолончели были более чем скромными. Доверить мелодию инструменту решился Бах. Затем Бетховен, Вебер, Мендельсон, Сен-Санс. Каждый открывал в ней неизвестные до этого возможности. Виолончель сегодня – в зените популярности. Для нее пишут сочинения, ей посвящают концерты и фестивали. Фестиваль  Vivacello  открылся 25 октября под названием «Вокруг виолончели».

«Программа строится вокруг виолончельного репертуара, но без виолончелистов, кроме меня», - объясняет арт-директор фестиваля Vivacello Борис Андрианов.

Борис Андрианов успешно совмещает артистическую деятельность с организационной. Бессменный руководитель Vivacello для участия в концерте собрал молодых, но уже известных исполнителей.

Скрипач Борис Бровцын более десяти лет живет в Лондоне. О существовании виолончельного концерта Шумана в переложении для скрипки редакции самого композитора музыкант узнал недавно. Рукопись была обнаружена лишь в середине XX века. Друг Шумана – скрипач Иосиф Йоахим - посчитал сочинение неудачным и отправил в архив.

«Шуман, в особенности поздний Шуман, – комок нервов. Писал, что назначение художника – освящать самые глубины человеческого сердца. Тут все идет по живым нервам. Эта музыка очень интимна, с другой стороны, нет ничего недосказанного», - рассказывает скрипач Борис Бровцын.

Этого музыканта пресса окрестила «Паганини и Карузо трубы». Музыкальная судьба Сергея Накарякова – уникальна. Не имея высшего образования, он стал одним из самых известных трубачей в мире. Родился в Нижнем Новгороде. Еще в детстве переехал с родителями жить сначала в Израиль, затем – в Париж. В России с концертами появляется 2-3 раза в год. На вечере исполняет вариации на тему Рококо Чайковского.

«Это моя родная музыка. Музыка Чайковского мне родная с детства», - признается трубач Сергей Накаряков (Россия – Израиль).

Имя японского дирижера Масахиро Изаки хорошо известно на Западе. В России маэстро – впервые.

«Для меня было непривычным слышать произведения Шумана, Чайковского в переложениях для других инструментов. Я привык к оригинальному звучанию. Было сложно перестроиться», - отмечает дирижер Масахиро Изаки (Япония).

Репертуар виолончелистов – не такой масштабный по сравнению со скрипичным. Маститых исполнителей по пальцам пересчитать. Пабло Казальс, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Наталия Гутман. Молодые музыканты, наследуя традиции, предлагают современное прочтение. Под их смычками виолончельная музыка расцветает новыми красками.

 Читайте также:

В Москве открывается фестиваль виолончельной музыки
 

В столице открылся фестиваль "Vivacello"

Новости культуры